Паровозы России и СССР (53)
Повышение скорости движения товарных поездов при сохранении четырех движущих колесных пар и нагрузок от колесных пар на рельсы требовало перехода от паровоза типа 0-4-0 к типу 1-4-0. Бегунковая ось позволяла установить на паровозе более мощный котел с увеличенной площадью колосниковой решетки. Первой железной дорогой в России, заказавшей паровозы типа 1-4-0, была Владикавказская. В 1896 г. на нее поступило 80 паровозов типа 1-4-0, построенных в 1895 г. заводом Балдвин в Филадельфии. Первоначально их обозначали Н701 — Н780, а в 1912 г. они получили обозначение серии X с сохранением старых номеров. Указанные паровозы оборудовались четырехцилиндровой машиной кампаунд системы Воклена с цилиндрами низкого…
Одновременно с заказом паровозов типа 1-4-0 серии X начальник технического отдела службы тяги Владикавказской железной дороги инженер В. И. Лопушимский разработал эскизный проект паровоза типа 1-4-0 с двухцилиндровой машиной компаунд. Такие паровозы дорога заказала германским заводам Геншель и Ганноверского общества в количестве соответственно 40 и 30 единиц. Предусматривалось, что эти локомотивы будут иметь движущие колеса диаметром 1250 мм, цилиндры диаметром 530 и 750 мм с ходом поршня 650 мм, парораспределительный механизм Вальсхарта, переднюю одноосную тележку Беселя, котел с топкой Бельпера, испаряющей поверхностью нагрева 180,5 м2 (224 дымогарных трубы диаметром 46/51 мм), площадью колосниковой решетки 2,48 м2 и давлением пара 12 кгс/см2.…
В 1878 г. Коломенский машиностроительный завод, взяв за основу паровоз типа 0-4-0 серии Л Николаевской железной дороги, построенный заводом Кесслер, переработал его конструкцию и создал проект паровоза заводского типа 24. С 1879 г. завод начал строить такие паровозы для Уральской Горнозаводской железной дороги, на которой они получили обозначение серии Б. В 1881 г. для этой дороги заводом были выпущены паровозы № 178 — 186 с кулисой Стефенсона. В следующем 1882 г., заменив кулису Стефенсона кулисой Аллана, завод изготовил для Екатерининской железной дороги 30 паровозов, получивших обозначения Д101 — Д130 (с 1902г. Д276 — Д305).В 1883 и 1884 гг. завод построил…
В то время как казенные железные дороги, взяв за основу паровоз типа 0-4-0 серии О Владикавказской дороги, стали использовать близкие к нему по тяговым качествам паровозы серии О*, Владикавказская железная дорога вместо паровозов серии начала применять паровозы типа 1-4-0 серий Ц и X. Однако и они скоро оказались для дороги слабыми. Поэтому председатель правлений Владикавказской и Китайско-Восточной железных дорог С. И. Кербедз поручил инженеру В. И. Лопушинскому спроектировать двухцилиндровый паровоз типа 1-4-0 с машиной компаунд и нагрузкой от движущих колесных пар на рельсы 15 тс. Увеличить нагрузку с 13 тс (паровозы серий Ц и X) до 15 тс позволяли проведенные…
USATC S160 — военные паровозы типа 1-4-0, выпускавшиеся американскими заводами для поставок на экспорт по ленд-лизу. Эксплуатировались во множестве стран Европы, Африки, Азии, в том числе и в Советском Союзе, а также в самих США. В СССР данные паровозы получили обозначение серии ША (Ш американский) Во время Второй мировой войны на советских железных дорогах возникла острая необходимость пополнения локомотивного парка. Советские заводы, были ещё не готовы для массового выпуска паровозов и тогда в 1943 году был выдан большой заказ американским заводам ALCO и Baldwin на изготовление паровозов серии Е (поставлялись на российские железные дороги ещё во время Первой мировой войны). Однако американские заводы не могли сразу начать их производство, из-за загрузки прочими военными заказами…
Возросшая в 1905 г. потребность в грузовых перевозках, в частности в результате русско-японской войны, требовала введения на сети казенных железных дорог более мощных паровозов, чем паровозы "нормального типа" серии Ов. В связи с массовой заменой на казенных железных дорогах легких и износившихся рельсов более тяжелыми и необходимостью списания с инвентаря значительного количества паровозов типа 0-3-0 постройки 50-х и 60-х годов XIX в. целесообразно было ввести паровозы более мощного типа. Поэтому в 1905 г. Министр путей сообщения К. С. Немешаев поручил профессору К Л. Щукину дать предложение о новом типе товарного паровоза для казенных железных дорог. В это время на некоторых…
По новой классификации паровозов 1912 года к серии Ъ были отнесены паровозы с разными осевыми характеристиками, выпущенные разными заводами, но с аналогичными тяговыми характеристиками. Так паровозы серии Ъп имели три ведущие оси (1-3-1), котел был оснащен пароперегревателем. Паровозы серии Ънтипа 1-4-1 были построены для работы на Московско-Окружной железной дороге и предназначались для всех видов движения: с товарными, пригородными поездами и на маневрах. Вплоть до электрификации Московско-Курской железной дороги они использовались в маневровой работе на станции Москва-Курская-Пассажирская. Некоторое количество паровозов, предназначенных для работы на Юго-Западной железной дороге, были также переданы на Московско-Курскую железную дорогу. Паровозы работали в основном, на нефтяном отоплении.
В 1909 г. началось строительство Армавир-Туапсинской железной дороги, которая должна была соединить главную линию Владикавказской железной дороги с Майкопом и Черноморским побережьем. Так как на сооружаемой дороге укладывались рельсы массой 30 кг/м, нагрузка от колесных пар паровозов ограничивалась 15 тс. Руководители Армавир-Туапсин-ской железной дороги, так же как и Московско-Казанской, считали нецелесообразным применять для товарной службы паровозы типа 1-4-0 и выбрали тип 0-4-0. Вследствие того что сцепная масса паровозов серии Ов составляла только 53 т, а дорога могла позволить при четырех осях 60 т, было решено спроектировать новый паровоз с более мощным, чем у паровоза серии Ов, котлом. Применение же на Армавир-Туапсинской…
В 1899-1900 годах Невский завод строил маневровые танк-паровозовы, получившие в 1912 году серию Ьвн и отличавшихся нефтяным отоплением и наличием седельного водяного бака (танка) вокруг верхней части котла, первоначально они получили распространение на Закавказской железной дороге, а в дальнейшем эксплуатировались и на других дорогах.С 1903 по 1926 год аналогичные паровозы малыми сериями строил и Сормовский завод. Часть паровозов выпускалась на угольном отоплении, имела прямоугольные танки на площадках вдоль котла и уменьшенный диаметр котла. Эти паровозы обозначались как Ьс. В основном работали на маневрах на тракционных путях депо, так как хорошо умещались на поворотном круге.До настоящего времени сохранились четыре паровоза Ьвн…
В 1909 году начальником службы подвижного состава и тяги Владикавказской железной дороги М.Е. Правосудовичем и заведующим техническим бюро инженером В.И. Лопушинским был составлен эскизный проект паровоза 0-5-0 с силой тяги 13,5 т, обеспечивавшей ведение составов в 60 двухосных вагонов общим зесом 1300 тонн. Проект вобрал в себя талант и опыт В.И. Лопушинского и все лучшее, что было к тому времени в паровозостроении. Экипажная часть паровоза была выполнена по уже зарекомендовавшему себя в Европе принципу Гельсдорфа. Двухцилиндровая паровая машина однократного расширения работала на перегретом паре, что повышало экономичность. Парамегры основных частей паровоза — котла, машины и его сцепной вес были строго…