В 1899 г. Владикавказская железная дорога, испытывая потребность в новых, более мощных пассажирских локомотивах, решила несколько усилить паровоз типа 2-3-0, сохранив на нем машину компаунд, работающую на насыщенном паре. Эскизный проектнового паровоза был разработан техническим бюро службы подвижного состава и тяги в двух вариантах: с листовыми и стальными литыми рамами. Рабочий проект паровоза с листовой рамой (толщина листа 32 мм) выполнили в 1900 — 1901 гг. конструкторы Брянского завода под руководством инженера Владикавказской железной дороги В. И. Лопушинского. В 1901 г. завод построил новый паровоз типа 2-3-0, которому первоначально была присвоена серия А, а затем в 1912 г. — серия Г. Паровозы серии Г проектировались и строились вместе с товарными паровозами типа 1-4-0 серии Ш и имели такие же котлы и цилиндры. Как и паровозы серии Ш, они были заказаны одновременно для Владикавказской и Китайско-Восточной железных дорог. Максимальная скорость паровоза была установлена первоначально 79,5 верст/ч (85 км/ч), а затем увеличена до 100 и даже до 115 км/ч.
Паровозы серии Г для Владикавказской железной дороги строил Брянский завод: в 1901 г. 15 паровозов (А1 — А15), в 1902 г. — 23 (А16 —А38) и в 1903 г. — 1 (А39). При изменении серии А на Г номера у паровозов сохранились. Для Китайско-Восточной железной дороги паровозы строили в 1902 г. Брянский (Г601 — Г640) и Харьковский (Г651 — Г690) заводы. Последний в 1903г. изготовил еще 5паровозов (Г691 — Г695), т. е. всего Китайско-Восточкая дорога получила 85 таких локомотивов.
При выпуске с завода у многих паровозов серии Г нагрузка от движущей колесной пары на рельсы оказалась больше проектной и в отдельных случаях превышала 17 тс. Это значительно ограничивало применение данных локомотивов, в результате чего они получили распространение только на двух указанных дорогах. В 1909 — 1913 гг. машины компаунд паровозов серии Г Владикавказской железной дороги в Ростовских мастерских были заменены на простые машины с установкой пароперегревателей. Переоборудованные паровозы получили обозначение серии Гп. На них были поставлены цилиндры диаметром 560 мм, 24 жаровые трубы диаметром 125/133 мм, было оставлено 156 дымогарных труб диаметром 46/51 мм и снижено давление пара до 12кгс/см2.
На Китайско-Восточной железной дороге паровозы серии Г, оборудованные пароперегревателем и имевшие машину компаунд, получили обозначение серии Гч и номера 301 и выше. Паровозы серии Г постройки Брянского завода работали только на жидком топливе. Эксплуатировались они на Владикавказской железной дороге, переименованной в дальнейшем в Северо-Кавказскую. После разделения последней в 1935 г. на две дороги паровозы продолжали работать на обеих. В середине 30-х годов они обслуживали на этой дороге участки Белореченская — Сочи и Кущевка — Краснодар — Новороссийск. Наибольшее количество паровозов серии Гп было исключено из инвентаря в 1951 — 1955 гг.