sitemap

Св серия (пассажирский паровоз)

В 1913 г. в связи с ростом пассажирского движения Варшаво-Венская железная дорога заказала Коломенскому машиностроительному заводу паровозы типа 1-3-1. Взяв за основу конструкцию паровоза серии С Сормовского завода, Коломенский машиностроительный завод внес существенные изменения в отдельные узлы паровоза. Наиболее значительно были перепроектированы экипажная часть и машина паровоза. Раму и всю ходовую часть нового паровоза спроектировали для колеи 1435 мм, причем была предусмотрена возможность переделки колесных пар на нормальную колею шириной 1524 мм путем перевертывания колесных центров. Передняя тележка Цара — Краусса была заменена одноосной тележкой типа Краусса — Гельмгольца, выполненной по проекту Коломенского машиностроительного завода. Задняя поддерживающая колесная пара в отличие от паровоза серии С находилась в одноосной тележке Бисселя с возвращающим устройством в виде наклонных плоскостей, вследствие чего жесткая база паровоза уменьшилась с 4200 до 1925 мм, что позволяло ему легко вписываться в кривые малого радиуса. Сделано это было по следующей причине. Варшаво-Венская железная дорога имела меньший габарит, чем железные дороги колеи 1524 мм, и для вписывания в этот габарит котла паровоза серии С его ось необходимо было расположить на высоте 2900 мм, т. е. на 150 мм ниже, чем на паровозах серии С. Это в свою очередь потребовало для размещения зольника топки отнести заднюю поддерживающую ось от задней сцепной оси на 3100 мм; у паровоза серии С этот размер составлял 2200. Оставлять заднюю поддерживающую ось жесткой было нельзя, так как жесткая база паровоза стала бы недопустимо большой для прохождения им кривых.

sv 00001
Уменьшение жесткой базы нового паровоза до 3900 мм облегчило прохождение кривых, но вызвало появление некоторой извилистости движения, особенно при больших скоростях. Если у паровозов серии С не было гребней у задней движущей колесной пары, то у нового паровоза (заводской тип 145) без гребней были ведущие колеса.
На паровозе типа 145 несколько увеличили диаметр цилиндров (575 мм против 550 мм) с сохранением хода поршня 700 мм. Диаметр движущих колес был доведен до 1850 мм. Колеса этого диаметра в дальнейшем получили широкое распространение на пассажирских паровозах. Вместо статически определимой системы рессорного подвешивания, использованной на паровозах серии С, на паровозах типа 145, как и на паровозах серии Ку, была применена статически неопределимая система, требующая регулирования статического прогиба рессор.
Котел нового паровоза по основным размерам и конструкции не отличался от котла паровоза серии С; было снижено лишь давление пара с 13 до 12 кгс/см2, были изменены также форма дымовой трубы и ряд второстепенных деталей.
Общая масса в рабочем состоянии и сцепная масса паровоза типа 1-3-1 Варшаво-Венской железной дороги несколько увеличились по сравнению с массой паровоза серии С и достигли соответственно 77 и 49 т. Конструкционная скорость паровоза составила 110 км/ч.
Для отличия паровозов типа 1-3-1 Варшаво-Венской железной дороги от паровозов серии С им было присвоено обозначение серии Св, где индекс "в" указывал на наименование дороги. Как и на паровозах серии С последних выпусков, на паровозах серии Св применялся двухоборотный пароперегреватель Шмидта. По требованию Варшаво-Венской железной дороги на паровозах серии Св были установлены двойные параллели, укрепленные на продольных литых стальных балках. Паровозы имели парораспределительный кулисный механизм Вальсхарта, круглые золотники диаметром 250 мм с каналами Трика и тормоз Гарди, который впоследствии был заменен тормозом Вестингауза. Тендеры паровозов были с тележками Даймонда. В 1914 и 1915 годах Коломенский машиностроительный завод построил и сдал дороге соответственно 9 и 6 паровозов серии Св, получивших номера 50 — 64. Котлы для этих паровозов изготовил Сормовский завод.
Являясь одним из последних типов пассажирских паровозов дореволюционного периода, паровоз серии Св, как и серии С, имел хорошие эксплуатационные качества и получил положительную оценку работников службы тяги.

sv 00002
После кратковременной эксплуатации на Варшаво-Венской железной дороге еще в годы первой мировой войны паровозы серии Св были переделаны с колеи 1435 мм на колею 1524 мм и поступили в депо Москва-Пассажирская и Орел Московско-Курской железной дороги, где работали некоторое время на нефтяном отоплении, обслуживая поезда Курской и Нижегородской линий. Затем паровозы серии Св перевели в депо Конотоп Московско-Киево-Воронежской железной дороги, потом в депо Могилев, откуда они водили поезда до Орши, Минска, Гомеля, Калинковичей, а далее в депо Рославль. Основная часть паровозов серии Св была исключена из инвентаря в период 1951 — 1960 гг.

Дополнительная информация

  • Осевая формула: 1-3-1
  • Годы постройки (г.): 1914 (9 шт), 1915 (6 шт)
  • Завод изготовитель: Коломенский
  • Всего построено (шт.): 15 (№ 50—65)
  • Заказчик (дорога): Варшаво-Венская
  • Ширина колеи (мм): 1435 мм, 1524 мм
  • Длина локомотива (мм): 12 778 мм
  • Рабочая масса (т): 76,8 т
  • Сцепная масса (т): 49,0 т
  • Конструкционная скорость (км/час): 110 км/ч
  • Диаметр движущих колес (мм): 1850 мм
  • Диаметр бегунковых колес (мм): 1014 мм
  • Диаметр поддерживающих колес (мм): 1220 мм
  • Нагрузка от движущих осей на рельсы (т): 16,33 тс
  • Испаряющая поверхность нагрева котла (м²): 207,2 м²
  • Поверхность нагрева пароперегревателя (м²): 52,7 м²
  • Давление пара в котле: 12 кгс/см²
  • Число жаровых труб: 24
  • Число дымогарных труб: 170
  • Площадь колосниковой решетки (м²): 3,8 м²
  • Число цилиндров: 2
  • Диаметр цилиндров (мм): 575 мм
  • Ход поршня (мм): 700 мм
  • Фотогалерея:
    • Click to enlarge image sv_00001.png
    • Click to enlarge image sv_00002.png
    •  
Прочитано 1148 раз
Твитнуть
Яндекс.Метрика