Паровозостроительные заводы

Мальцовский паровозостроительный завод находился в селе Людиново Орловской области, в 75 км от Брянска, возле рек, связывающих промышленный район с бассейнами Днепра и Волги. Людиновский завод был одним из группы мальцевских заводов, в число которых еще входили: Радицкий вагоностроительный, Дятьковский стекольно-хрустальный, в Сукремле посудно-литейный, цементный н несколько других более мелких. Все эти заводы, а также шахты но добыче руды, известняка, лесные разработки и пристани были связаны узкоколейной Мальцевской ж. д. с колеей 916 мм общей длиной более 250 км.

Строительство завода под названием Людиновский железоделательный завод было начато в 1732 году сыном тульского оружейника, заводчиком Никитой Никитовичем Демидовым на базе Жиздринских железнорудных месторождений. Завершено в 1745 году. Завод специализировался на выплавке чугуна и изготовлении простейших металлических изделий.

Людиновский завод получил заказ на паровозы в 1809 г. сначала для казенных, а потом для частных железных дорог. Для паровозостроения было отведено особое отделение, которое было оборудовано станками, купленными в Англии на закрывшемся паровозостроительном заводе, а потому несколько устаревшими.

В 1820 году Людиновский железоделательный завод вместе с прилегающими к нему деревнями и землями покупает секунд — майор И. А. Мальцов. Его сын С. И. Мальцов меняет специализацию предприятия.

Мальцев С.И. 1810-1893 г.г.Мальцев С.И. 1810-1893 г.г.

С 1820 года на заводе начинается выпуск транспортных и энергетических машин. Налаживается рельсопрокатное производство.

В 1841 году на заводе изготовлены первые рельсы для Николаевской железной дороги.

Позднее завод выпускает первые в России промышленные паровые машины.

В 1844 году начато строительство первых отечественных пароходов.

В 1857 году паровые машины для кораблей воссоздаваемого после проигранной Крымской войны Черноморского военного флота, а в 1858 году - пароходы для рек Волга, Десна и Днепр.

Со второй половины XIX века завод становится одним из центров отечественного паровозостроения.

Первые паровозы, выпущенные Людиновским заводом, были изготовлены для собственной узкоколейной железной дороги еще до начала постройки ширококолейных паровозов по заказам казны. Этим Людиновский завод положил начало русскому узкоколейному паровозостроению, которое потом широко развилось и на других русских заводах. В 1870 году на заводе построен первый в России узкоколейный товарный паровоз.

Орловско-Витебская ж. д. улучшила связь мальцевских заводов, позволяя более удобно в течение круглого года получать недостающие для паровозостроения материалы, не обременяя себя круппыми запасами их в зависимости от навигации. Рессорная сталь, бандажи, а вначале и колеса паровозов получались заводом из-за границы, а весь прочий материал был русского производства, причем все железо, осевая и поделочная сталь изготовлялись у себя.

Первые мальцевские паровозы нормальной колеи Людиновского завода в 1870 г., поступившие на казенные дороги, были построены как копии паровозов германского завода. Это требовалось условиями заказа дороги, имевшей такие паровозы. Освоив постройку этих паровозов, завод создал свои типы паровозов, которые по конструкции и качеству не уступали иностранным. Мальцевские паровозы имели широкое распространение на всех русских дорогах и назывались на языке машинистов «мальцовка». Они безупречно работали в течение полувека до полного износа.

С 1871 ?1877 гг. было выпущено 49 паровозов, которые превзошли достоинством паровозы франзуцских, австрийских и ряда других заводов и на Московской политехнической выставке получили большую золотую медаль и аттестат первой степени.

С 1870—1881 гг. Людиновским заводом было выпущено 373 паровоза, 154 пассажирских вагона, 8428 товарных вагонов. Кроме того завод производил сельхозинвентарь (соломорезки, просорушки, молотилки), котлы центрального отопления.

В 1874 -1878 гг. предприятие строило рутьеры или по заводской терминологии – «паровозы для обыкновенных дорог» по образцу машины английской фирмы «Авелинг и Портер». Это было самое первое в России автомобильное производство.

Начиная с 1880 г. и в последующие годы в строительстве железных дорог образовался застой. Постройка новых железнодорожных линий, выражавшаяся в предыдущие годы тысячами верст ежегодно, свелась к одной-двум сотням.

Потребность в паровозах снизилась, и заказы их значительно сократились. Производительность Людиновского завода по паровозостроению резко упала, и вследствие недостатка оборотных средств и убыточности производства завод в 1883 г. должен был прекратить постройку паровозов нормальной колеи.

Всего Людиновский завод построил до времени прекращения около 400 паровозов нормальной колеи. После 1883 г. завод продолжал постройку только узкоколейных паровозов, а в 1910 г. окончательно прекратил постройку всяких паровозов и перешел на изготовление локомобилей.

Узкоколейный паровоз мальцевского завода Б2Узкоколейный паровоз мальцевского завода Б2

Схема паровоза Б2Схема паровоза Б2

Стоимость паровозов Людиновского завода с медными топками в период 1870—1880 гг., т. е. когда завод работал полным ходом, составляла: пассажирских 528—689 руб., товарных трехосных 441—082 руб. и товарных четырехосных 493 — 689 руб. за тонну общего веса с тендером, не считай правительственой премии. Затем в 1882 г., когда спрос на паровозы резко упал, завод строил четырехосные паровозы по убыточпой цене 400 руб. за тонну. Однако это не спасало его от финансовых затруднении, и он должен был прекратить постройку паровозов.

В 1888 году наряду с сельхозмашинами завод начал изготавливать локомобили.

В 1905 году на заводе начат выпуск локомобилей по патенту немецкой фирмы «Ланц». С 1905—1917 гг. заводом было выпущено 2 558 локомобилей.

После революционных событий завод продолжал выпуск локомобилей, достигнув в 1927 году уровня довоенного 1913 года, и с 1928 года специализируется как машиностроительный локомобильный завод.

В 1930-е годы завод массово выпускает локомобили и паросиловые установки. Выполняя план ГОЭЛРО завод выпустил более 22 тысяч локомобильных электростанций для отдаленных районов страны.

В 1940 году заводом было выпущено свыше 600 локомобилей общей мощностью 38512 л.с.

 В 1941 году 38 эшелонами оборудование и 4063 человека работников и членов семей Людиновского локомобильного завода эвакуируются на Волгу, большей частью в г. Сызрань (частично в Балаково, Энгельс и Куса на Урале). На базе людиновского завода создался Сызранский локомобильный завод, переросший позднее в Сызранский завод тяжёлого машиностроения.

В сентябре 1943 года после освобождения города от немецкофашистских захватчиков началось восстановление завода. 

Уже с 1944 года завод снова начинает выпуск локомобилей для нужд сельского хозяйства страны. План первого квартала 1945 года, по выпуску локомобилей завод перевыполнил вдвое.

locomobilЛокомобиль производства людиновского завода

Постановлением Совета Министров РСФСР от 7 декабря 1957 года коллективу завода поручили большую и почетную задачу - организовать производство маневровых тепловозов мощностью 750 л.с. с гидропередачей и переименовали локомобильный завод в "Людиновский тепловозостроительный завод".

ТЭМ14Современный тепловоз ТЭМ14 Людиновского завода

Яндекс.Метрика