Одновременно с заказом паровозов типа 1-4-0 серии X начальник технического отдела службы тяги Владикавказской железной дороги инженер В. И. Лопушимский разработал эскизный проект паровоза типа 1-4-0 с двухцилиндровой машиной компаунд. Такие паровозы дорога заказала германским заводам Геншель и Ганноверского общества в количестве соответственно 40 и 30 единиц. Предусматривалось, что эти локомотивы будут иметь движущие колеса диаметром 1250 мм, цилиндры диаметром 530 и 750 мм с ходом поршня 650 мм, парораспределительный механизм Вальсхарта, переднюю одноосную тележку Беселя, котел с топкой Бельпера, испаряющей поверхностью нагрева 180,5 м2 (224 дымогарных трубы диаметром 46/51 мм), площадью колосниковой решетки 2,48 м2 и давлением пара 12 кгс/см2. Паровозы указанной конструкции завод Геншель построил в 1896 г., а завод Ганноверского общества — в 1896 — 1897 гг. (рис. 2.48 и 2.49).
Первоначально они получили обозначение серии М, а в 1912 г. — Ц.
В 1899 г. паровозы серии Ц строил Брянский завод. Когда началось сооружение Китайско-Восточной железной дороги (имевшей в то время объединенное руководство с Владикавказской), подобные паровозы для нее были заказаны заводу Фив-Лилль, Франко-бельгийскому обществу (бывш. завод Эврард) в Брюсселе и заводу в Мюльгаузене (ныне Мюлуз). В 1904 г. для этой же дороги паровозы строили также Харьковский и Брянский заводы. Всего было выпущено 214 паровозов серии Ц (табл. 2.23). Один из них в 1900 г. демонстрировался на всемирной выставке в Париже.
Паровозы Брянского завода № 801 —833 имели общую массу в рабочем состоянии 62,7 т, сцепную массу 52,1 т и максимальную скорость 55 км/ч; паровозы более поздней постройки, в том числе французских заводов — общую массу 64,9 т и сцепную 54,3 т. На паровозах № 801 — 833 вместо рычажно-пружинного клапана на сухопарнике были применены клапаны Альфа, а также установлены приборы отправления Коломенского завода, на паровозах Харьковского завода — приборы Емельянова, а на остальных локомотивах — приборы Линднера. Тендеры паровозов Китайско-Восточной железной дороги (рис. 2.50) имели более высокие стенки для возможности размещения 23 м3 бурого угля.
Паровозы серии Ц по сравнению с паровозами типа 0-4-0 серии ОД расходовали меньше топлива и могли водить составы с более высокими скоростями.
Паровозы Брянского завода постройки 1899 г. еще имели паровые тормоза, в дальнейшем паровозы изготовлялись с тормозами системы Вестингауза.
По состоянию на 1 января 1928 г. 95 паровозов серии Ц было на Северо-Кавказской железной дороге и 44 на Уссурийской; последние ранее работали на Китайско-Восточной железной до-роге. На 1 января 1940 г. оставалось уже всего 55 паровозов, из них 42 на Приморской железной дороге.
Последний паровоз Ц640 был исключен из инвентаря в 1957 г.
Источник [4]