sitemap
лого

Г серия (2-3-0) - пассажирский паровоз

В 1899 г. Владикавказская железная дорога, испытывая потребность в новых, более мощных пассажирских локомотивах, решила несколько усилить паровоз типа 2-3-0, сохранив на нем машину компаунд, работающую на насыщенном паре. Эскизный проектнового паровоза был разработан техническим бюро службы подвижного состава и тяги в двух вариантах: с листовыми и стальными литыми рамами. Рабочий проект паровоза с листовой рамой (толщина листа 32 мм) выполнили в 1900 — 1901 гг. конструкторы Брянского завода под руководством инженера Владикавказской железной дороги В. И. Лопушинского. В 1901 г. завод построил новый паровоз типа 2-3-0, которому первоначально была присвоена серия А, а затем в 1912 г. — серия Г. Паровозы серии Г проектировались и строились вместе с товарными паровозами типа 1-4-0 серии Ш и имели такие же котлы и цилиндры. Как и паровозы серии Ш, они были заказаны одновременно для Владикавказской и Китайско-Восточной железных дорог. Максимальная скорость паровоза была установлена первоначально 79,5 верст/ч (85 км/ч), а затем увеличена до 100 и даже до 115 км/ч.

Паровозы серии Г для Владикавказской железной дороги строил Брянский завод: в 1901 г. 15 паровозов (А1 — А15), в 1902 г. — 23 (А16 —А38) и в 1903 г. — 1 (А39). При изменении серии А на Г номера у паровозов сохранились. Для Китайско-Восточной железной дороги паровозы строили в 1902 г. Брянский (Г601 — Г640) и Харьковский (Г651 — Г690) заводы. Последний в 1903г. изготовил еще 5паровозов (Г691 — Г695), т. е. всего Китайско-Восточкая дорога получила 85 таких локомотивов.

При выпуске с завода у многих паровозов серии Г нагрузка от движущей колесной пары на рельсы оказалась больше проектной и в отдельных случаях превышала 17 тс. Это значительно ограничивало применение данных локомотивов, в результате чего они получили распространение только на двух указанных дорогах. В 1909 — 1913 гг. машины компаунд паровозов серии Г Владикавказской железной дороги в Ростовских мастерских были заменены на простые машины с установкой пароперегревателей. Переоборудованные паровозы получили обозначение серии Гп. На них были поставлены цилиндры диаметром 560 мм, 24 жаровые трубы диаметром 125/133 мм, было оставлено 156 дымогарных труб диаметром 46/51 мм и снижено давление пара до 12кгс/см2.

На Китайско-Восточной железной дороге паровозы серии Г, оборудованные пароперегревателем и имевшие машину компаунд, получили обозначение серии Гч и номера 301 и выше.  Паровозы серии Г постройки Брянского завода работали только на жидком топливе. Эксплуатировались они на Владикавказской железной дороге, переименованной в дальнейшем в Северо-Кавказскую. После разделения последней в 1935 г. на две дороги паровозы продолжали работать на обеих. В середине 30-х годов они обслуживали на этой дороге участки Белореченская — Сочи и Кущевка — Краснодар — Новороссийск. Наибольшее количество паровозов серии Гп было исключено из инвентаря в 1951 — 1955 гг.

gg 00001

Дополнительная информация

  • Осевая формула: 2-3-0
  • Годы постройки (г.): 1901-1903
  • Завод изготовитель: Брянский и Харьковский
  • Всего построено (шт.): 95
  • Заказчик (дорога): Владикавказской и Китайско-Восточной железными
  • Ширина колеи (мм): 1524 мм
  • Длина локомотива (мм): 11574 мм
  • Рабочая масса (т): 75,1 т
  • Сцепная масса (т): 50,1
  • Конструкционная скорость (км/час): первоначально 85 км/ч, позднее 115 км/ч
  • Диаметр движущих колес (мм): 1750 мм
  • Диаметр бегунковых колес (мм): 950 мм
  • Нагрузка от движущих осей на рельсы (т): 17 т
  • Испаряющая поверхность нагрева котла (м²): 159,0 м²
  • Поверхность нагрева пароперегревателя (м²): 47,5 м² (для провозов Гп и Гч)
  • Давление пара в котле: 12 кг/см²
  • Число жаровых труб: 24 Ø125/133 мм (для провозов Гп и Гч)
  • Число дымогарных труб: 156 Ø46/51 мм
  • Площадь колосниковой решетки (м²): 2,8 м²
  • Тип паровой машины: КОМПАУНД (для провозов Г и Гч) паровозы Гп имели машину простого действия
  • Число цилиндров: 2
  • Диаметр цилиндров (мм): 250/560 мм
  • Ход поршня (мм): 700 мм
  • Фотогалерея:
Прочитано 960 раз