sitemap
лого

Х - грузовой паровоз

Повышение скорости движения товарных поездов при сохранении четырех движущих колесных пар и нагрузок от колесных пар на рельсы требовало перехода от паровоза типа 0-4-0 к типу 1-4-0. Бегунковая ось позволяла установить на паровозе более мощный котел с увеличенной площадью колосниковой решетки.

Первой железной дорогой в России, заказавшей паровозы типа 1-4-0, была Владикавказская. В 1896 г. на нее поступило 80 паровозов типа 1-4-0, построенных в 1895 г. заводом Балдвин в Филадельфии.

1 4 0x 00002Паровоз типа 1-4-0 серии X с машиной системы Воклена

Первоначально их обозначали Н701 — Н780, а в 1912 г. они получили обозначение серии X с сохранением старых номеров. Указанные паровозы оборудовались четырехцилиндровой машиной кампаунд системы Воклена с цилиндрами низкого давления, расположенными над цилиндрами высокого давления; поршни каждой пары цилиндров были жестко связаны с общим ползуном, т. е. паровоз имел только два поршневых дышла. Отработавший в задней полости цилиндра высокого давления пар поступал в переднюю полость расположенного над ним цилиндра низкого давления, а пар из передней полости цилиндра высокого давления — в заднюю полость цилиндра низкого давления, т. е. каждая пара цилиндров одной стороны паровоза представляла собой двухцилиндровую машину компаунд. Перетекание пара из цилиндра в цилиндр происходило через среднюю полость цилиндрического золотника, наружные кромки двух поршней которого управляли впуском и выпуском пара в двухцилиндровой машине компаунд. Цилиндры золотников располагались на уровне цилиндров высокого давления, но ближе к котлу.

В дальнейшем паровозы серии X значительно переделали. Вместо двух цилиндров диаметром 343 и 584 мм на каждой стороне поставили по одному цилиндру диаметром 540 мм, ход поршня уменьшили с 660 до 650 мм, кулисный механизм Стефенсона заменили механизмом Вальсхарта, применили двухоборотный пароперегреватель Шмидта с поверхностью нагрева пара 38,7 м2, установив для этого 21 жаровую трубу диаметром 123/133 мм, количество дымогарных труб диаметром 46/51 мм уменьшили с 259 до 132. У переделанных паровозов испаряющая поверхность нагрева сократилась со 181,3 до 134,6 м2, сцепная масса увеличилась с 52,9 до 58,7 т, а общая масса — с 59,9 до 66,3 т. Давление пара (12 кгс/см2), площадь колосниковой решетки (2,44 м2) и диаметр движущих колес (1270 мм) остались без изменения, максимальная скорость была поднята с 50 до 53 км/ч.

Основные размеры паровоза серии Хп с простой машинойОсновные размеры паровоза серии Хп с простой машиной

Переделанные паровозы, получившие наименование серии Хп, продолжали работать на Владикавказской дороге, затем переименованной в Северо-Кавказскую, которая одно время была разделена на дороги им. Ворошилова К. Е. и Орджоникидзевскую. В частности, они эксплуатировались на тяжелом по профилю участке Минеральные Воды — Кисловодск.

На некоторых паровозах серии X при переделке установили перегреватель пара конструкции В. И. Лопушинского с поверхностью нагрева 33,5 м2 и сохранили четырехцилиндровую машину компаунд. Такие локомотивы получили обозначение серии Хч, Их общая масса составляла 61,7т. Поскольку лучшие результаты в работе показывали паровозы серии Хп, в дальнейшем паровозы серии Хч переделали в паровозы серии Хп.

Паровозы серии X приобретались также Московско-Виндаво-Рыбинской (Петербургская сеть), Китайско-Восточной и Юго-Восточными железными дорогами. Паровозы, заказанные Московско-Виндаво-Рыбинской дорогой, в отличие от паровозов Владикавказской дороги имели цилиндры диаметром 356 и 610 мм, сцепную массу 51,0 т и общую массу в рабочем состоянии 58,0 т. У паровозов Китайско-Восточной дороги одинаковых размера Московско-Виндаво-Рыбинской дороги увеличены площадь колосниковой решетки (до 3,25 м2) и количество дімогарных труб (с 259 до 270 на паровозах № 151-200 с испаряющей поверхностью нагрева 176,0 ми до 263 на паровозах №201-271 с испаряющей поверхностью нагрева 171,9 м2. У паровозов Юго-Восточных железных дорог размеры машины и котла были такими же, как у паровозов серии Х Владикавказской железной дороги

Всего завод Балдвин построил 235 паровозов серии Х.

Год
выпуска
Количество
построенных паровозов
Первоначальное
обозначение
Дорога
первоначальной приписки
1895
80
Н701— Н780
Владикавказская
1898
50
Б151 — Б200
Китайско-Восточная
1898
20
ГА500-ГА519
Московско-Виндаво-Рыбинская
1898
14
ВТ803 —ВТ816
Юго-Восточные
1899
40
Б201 — Б 240
Китайско-Восточная
1900
31
Б241 — Б271
Китайско-Восточная

В период иностранной интервенции на Мурманскую железную дорогу вместе с оккупационными войсками поступили паровозы типа 1-4-0 построенные в 1915 году (№5703-5723) и 1916 году (№ 5781 — 5800, 5808, 5809) построенные американским заводом Портер.

Паровоз типа 1-4-0 серии Xм Мурманской железной дорогиПаровоз типа 1-4-0 серии Xм Мурманской железной дорогиЭти паровозы имели в рабочем состоянии сцепную массу 56,2 т, общую массу 63,05 т, диаметр движущих колес 1270 мм, два цилиндра диаметром 762мм с ходом поршня 609,6 мм, испаряющую поверхность нагрева котла 72,37 м2, площадь колосниковой решетки 2,09 м2 общую колесную базу 6934,2 мм, жесткую колесную базу 4419,6 мм. После ухода оккупационных войск в 1920 г. паровозы, получившие обозначение серий Xм (Мурманские), использовались для обслуживаййя товарных поездов на Мурманской железной дороге.

По состоянию на 1 января 1923 г. на железных дорогах европейской части страны было 127 паровозов серии X всех индексов, из них на Северо-Кавказской — 67, на Мурманской — 47, на Северо-Западных — 8 и на Юго-Восточных — 5. На 1 января 1940 г. оставалось всего 26 таких локомотивов все из числа заказанных Владикавказской железной дорогой. Большинство этих паровозов было исключено из инвентаря Северо-Кавказской железной дороги в 1951 — 1955 гг.

Источник [4]

Дополнительная информация

  • Осевая формула: 1-4-0
  • Годы постройки (г.): 1895-1900
  • Завод изготовитель: завод Балдвин США
  • Всего построено (шт.): 235
  • Заказчик (дорога): Владикавказская, Московско-Виндаво-Рыбинская, Китайско-Восточная, Юго-Восточная
  • Ширина колеи (мм): 1524 мм
  • Длина локомотива (мм): 10433 мм
  • Рабочая масса (т): 59,5 т (66,3 т - для паровозов Хп)
  • Сцепная масса (т): 52,9 т (58,7 т - для паровозов Хп)
  • Конструкционная скорость (км/час): 50 км/ч (53 км/ч- для паровозов Хп)
  • Диаметр движущих колес (мм): 1270 мм
  • Диаметр бегунковых колес (мм): 915 мм
  • Нагрузка от движущих осей на рельсы (т): до 16,1 т
  • Испаряющая поверхность нагрева котла (м²): 181,3м² и 134,57 м² на паровозах Хп с пароперегревателем
  • Поверхность нагрева пароперегревателя (м²): 38,67 м² на паровозах Хп с пароперегревателем
  • Давление пара в котле: 12 кг/см²
  • Число жаровых труб: 21 Ø125/133 мм на паровозах Хп с пароперегревателем
  • Число дымогарных труб: 259 Ø46/51 мм и 132 Ø46/51 мм на паровозах Хп с пароперегревателем
  • Площадь колосниковой решетки (м²): 2,44 м²
  • Тип паровой машины: первоначально четырехцилиндровые машины компаунд системы Воклена (после модернизации машина простого действия)
  • Число цилиндров: первоначально 4 (2 высокого давления, 2 низкого давления) после модернизации 2 цилиндра
  • Диаметр цилиндров (мм): высокого давления 343 мм и низкого давления 584 мм (540 мм на паровозах Хп с простой машиной)
  • Ход поршня (мм): 660 мм (650 мм на паровозах Хп с простой машиной)
  • Фотогалерея:
Прочитано 1864 раз