В.И. Лопушинский, руководитель отдела службы тяги частной Владикавказской железной дороги, в 1892 году разработал для главного хода (Ростов-на-Дону-Владикавказ) совместно с Коломенским заводом первый русский паровоз с осевой формулой 2-3-0.
В том же году первые 6 паровозов поступили в эксплуатацию и получили обозначение А.
Они имели кулису Джоя, ведущие колеса диаметром 1830 мм и давление на путь 13 т, а их предельно допустимая скорость с составом составляла 100 км/ч. Начиная с 1896 года, паровозы стали выпускаться с кулисой Вальсхарта, и в 1912 году получили соответственно обозначения в зависимости от системы парораспределения обозначались: Ав — с паро-
распределением Вапьсхзрта, Ад — с парораспределением Джоя, Ап — с лароперегревом. Использовались в пассажиреком движении, в основном на юге России и СССР. Создание
серии А положило начало широкому распространению паровозов типа 2-3-0 в русском паровозостроении .Как и паровозы Н, паровозы А строились большинством русских паровозостроительных заводов, как для казенных, так и для частных железных дорог; суммарное количестно выпущенных локомотивов А всех модификаций составило 533 ед. в том числе Ав — 432 ед.
Однако опыт параллельной эксплуатации паровозов Н и А показал, что паровозы Н быстроходнее и экономичнее. В конечном счете это и сказалось на меньшей распространенности паровозов А. Уже в 1930-е годы их число в эксплуатации стало быстро сокращаться, а к 1950-м голам сохранились лишь единичные экземпляры.
Широкому распространению паровозов Н с колесами диаметром 1900 мм, как и паровозов А с колесами 1830 мм. препятствовала главным образом все та же увлеченность конструкторов чрезмерно большими диаметрами ведущих колес, что не соответствовало реальным потребностям России в пассажирских паровозах.