В разгар второй мировой войны для осуществления перевозок на оккупированных территориях Германским имперским дорогам потребовались грузовые паровозы более тяжёлого типа, чем паровозы серии 52 с нагрузкой на ось 15 т, но легче, чем паровозы серии 44 с нагрузкой на ось 20 т. Такой паровоз был создан в 1943 году и получил серию 42. Постройка велась с соблюдением упрощённой технологии изготовления предыдущего локомотива серии 52, и внешне они различались незначительно. Массовый выпуск паровозов начался с весны 1944 года. Планировалась постройка нескольких тысяч единиц, однако до конца войны всего смогли выпустить чуть более 800. Второй «военный» локомотив во многом повторял путь, пройденный его предшественником. Лишь после войны судьба 42-й серии в СССР сложилась несколько иначе.
Трофейные паровозы серии 42 поступали на советские железные дороги, точно также проходя переделку на колею шириной 1524 мм на различных заводах, включая мастерские Румынии. Номера, отлитые из стали по типу серии 52, свидетельствовали о ремонте в мастерских Бухарест-Гривица (42-2304, 2310 и др.). К паровозам, как правило, прицепляли сферические тендера.
В 1952 году новым трофейным паровозам присвоили серию ТЛ, что должно было означать: трофейный, по техническим характеристикам близок к советскому паровозу серии Л.
Согласно картотеке Главного Управления Локомотивного хозяйства Министерства Путей сообщения СССР (ЦТ МПС) в парке советских железных дорог было учтено ровно 70 единиц.
Вначале отдельные машины поступали в разные депо освобожденных дорог западной части СССР в зависимости от того, где путь выдерживал нагрузку от оси на рельсы в 17,2 т.
С быстрым введением новых видов тяги дизельной и электрической высвобождались мощные отечественные паровозы. Они вытеснили немногочисленную «популяцию» чужаков. Паровозы ТЛ щедро раздавали промышленным предприятиям. Списывали «военные» паровозы почти всегда там же, на местах.