§ 16а-2. Главнейшие конструктивные особенности паровозов «СО», оборудуемых конденсаторами

Внедрение паровозов с конденсацией начато в 1936 г., когда ряд паровозов "СО" и "Эм" был оборудован конденсационными установками. Впервые конденсатор советской конструкции был поставлен на паровозе "СО". Остановимся вкратце на конструктивных особенностях главнейших частей этого характерного паровоза, по своей мощности стоящего между паровозами "Эм" и «ФД». Если принято паровозы "Эм" называть нормальными (по мощности) паровозами, а «ФД»—мощными, то паровоз "СО"  может быть назван паровозом повышенной мощности.

Уже к 1932—1933 гг. паровозный парк был насыщен паровозами серий «Э», «Эу» и "Эм", относительно слабосильными, и уже не отвечающими современным требованиям. НКПС не нуждался в дальнейших заказах этих паровозов. Нужны были более мощные паровозы. Между тем старые не реконструированные заводы, в частности Орджоникидзеградский (б. Брянский) завод «Красный Профинтерн» и Харьковский завод им. Коминтерна, по своему оборудованию, в частности по станочному, не были приспособлены к выпуску паровозов "ФД", имеющих брусковые рамы, блочные цилиндры и т. д. Поэтому по заданию НКПС Харьковский завод спроектировал более мощный чем «Эм» паровоз "СО" с колосниковой решеткой в 6 м2 (у "Эм" — 4,46 м2, у «ФД» — 7,04 м2, но по типу схожий с паровозами "Эм". Так, рама оставлена листовой, цилиндры—чугунными, приваливающимися к раме с боку, и т. д. Заводы без труда перешли с постройки паровозов 0-5-0 серии «Эм» на выпуск паровозов 1-5-0.

Рассмотрим вкратце особенности паровоза "СО" по котлу, машине и экипажу.

 

Котел
Топка—радиальная, с 4 циркулящюнными трубами, потолок кожуха топки— полукруглый. Отопление пока ручное, в дальнейшем должен быть поставлен стокер. Арматура—объединенная с "Эм". Колосники — качающиеся, зольник — бункерного типа, с двумя бункерами. Паровых колпаков два: передний—питательный с водоочисттелем, второй—сухопарный, в котором размещен регулятор паровоза. Перегреватель — Шмидта.

 

Машина
Цилиндры имеют диаметр 650 мм, одинаковый с паровозами "Эм". Это позволяет использовать имеющиеся на заводах сложные модели для отливки цилиндров. Машина однотипна с паровозами "Эм", что позволяет использовать имеющиеся многочисленные шаблоны, приспособления, специальный режущий и измерительный инструмент для изготовления дышлового и парораспределительного механизма. Дышла — также на втулках (у первых "СО" — неподвижных, в дальнейшем — на плавающих).

 

Экипаж
Толщина рамы (листовой)—32 мм, буксовые направляющие и междурамные скрепления—по типу «Эм»; многие скрепления одинаковы. Передняя тележка —Бисселя, по типу «ФД», не представляющая затруднений при изготовлении; возвращающее устройство тележки — на секторах.
Рессорное подвешивание — нижнее, осуществлено в 3 точках, в отличие от "Эм", у которого подвешивание осуществлено в 4 точках.
Колесные пары и буксы — по типу паровоза «Эм» последнего выпуска.
Многочисленные мелкие детали паровозов «СО» и "Эм" одинаковы. Тендеры— однотипны. В итоге мы видим, что паровозы "Эм" и «СО» во многом сходны между собой. Тендеры-конденсаторы для обоих паровозов одинаковы.

Твитнуть
Яндекс.Метрика