прибор для подачи жидкого топлива (нефти) в топочное пространство парового котла в распыленном состоянии для последующего его сгорания в таком виде. Распыление нефти производится при помощи пара или сжатого воздуха. На паровозах для этой цели применяется первый способ. Из многочисленных систем Ф. наибольшим распространением пользуется Ф. Данилина, к-рая при простоте своего устройства является наиболее мощной из существующих конструкций (допускает сжигание до 1 500 кг/ч нефти) и в то же время наиболее экономичной благодаря наивыгоднейшему подбору сечений и возможности регулировать работу Ф. в широких пределах. Ф. Данилина состоит из корпуса 1 и вставленной в него трубки 2, оканчивающейся соплом 3.
По кольцевому пространству между этой трубкой и внутренними стенками корпуса поступает нефть, подводимая через полуторадюймовый отросток. Пар, проходя по соплу и расширяясь, приобретает большую скорость и увлекает за собой нефть, подавая ее в топку в виде снопа мельчайших брызг. Ф. Данилина принята на ж. д. СССР в качестве стандартной.