§ 50. Турбогенератор

На паровозах разных серий для питания цепей освещения автоматической локомотивной сигнализации с автостопом, радиостанции, контрольных приборов устанавливают турбогенераторы ТГ-М или ТГ-1Р. Турбогенератор ТГ-1Р имеет мощность 1 кВт, напряжение 50 В. Потребляемая мощность всех ламп освещения и прожектора равна 1000 Вт, поэтому для них достаточно одного турбогенератора. Второй генератор используется для обслуживания автостопа, радиостанции и других приборов, потребляющих электроэнергию. При отказе первого второй можно использовать и для освещения.

1000-183Рис. 167. Общий вид турбогенератора: 1 — рычажная передача; 2 — центробежный регулятор; 3 — регулирующий золотник; 4 — турбина; 5, 8 — шариковые подшипники; 6 — корпус турбогенератора: 7 — внутренний корпус

На паровозе Л турбогенератор ТГ-М имеет следующую характеристику:

 

Мощность, кВт

1

Напряжение, В

50

Ток, А

20

Частота вращения вала, об/мин

3250

Давление пара перед турбиной, МПа

1,2

Расход пара, т/ч

0,5

 

Турбогенератор (рис. 167) состоит из двух основных частей — паровой и электрической. Паровая часть представляет собой активную паровую турбину, которая установлена на одном валу с генератором постоянного тока и приводит его в движение.

Конструктивно турбогенератор выполнен как машина закрытого типа. Пар, подводимый в турбину из сопла Ловаля, попадает на лопатки, а затем, пройдя на другую сторону котла, вторично направляется кожухом на те же рабочие лопатки. Для предотвращения от разноса рабочего колеса турбина генератора имеет центробежный регулятор. Ротор турбогенератора установлен в корпусе 6 на двух шарикоподшипниках 5, один из которых смонтирован в турбинной части, а второй — со стороны генератора в специальном внутреннем корпусе 7, в котором установлена траверса щеткодержателя. Турбинная часть присоединена к генераторной болтами.

Напряжение генератора регулируют изменением частоты вращения турбины 4 с помощью центробежного регулятора 2 и рычажной передачи 1.

Действие регулятора заключается в следующем. При вращении ротора у грузов регулятора развивается центробежная сила, вследствие чего наружные концы их стремятся удалиться от оси вращения, что вызывает поворот их внутренних концов и воздействие на толкатель. При этом толкатель перемещает влево вдоль оси вставленную в него стальную тарелку. С уменьшением частоты вращения у пружины уменьшается натяжение, и толкатель с тарелкой отходит вправо. Ввертывая или вывертывая обойму из корпуса подпятника, можно уменьшить или увеличить зазор между тарелкой толкателя и подпятником, тем самым включить в работу регулирующий золотник 3 при большей или меньшей частоте вращения.

Регулирующий золотник действует следующим образом. Пар, поступающий в турбину из паровпускной трубы, проходит сетку-фильтр и входит в каналы корпуса. При перемещении поршня уменьшается проходное сечение для впуска пара, чем снижается мощность турбины и как следствие частота вращения.

1000-184Рис. 168. Монтажная схема генератора

При перемещении же поршня усилием пружины книзу площадь прохода для пара увеличивается и одновременно повышается частота вращения. Сверху регулирующий золотник прижимается конической пружиной, один конец которой упирается в крышку золотника, а второй — в заглушку-пробку, в которую ввернут удерживающий пружину винт. Необходимую частоту вращения, при которой обеспечивается напряжение 50 В, можно устанавливать у трех узлов: у центробежного регулятора с помощью регулирующих болтов, у регулирующего рычага посредством обоймы и у регулирующего золотника изменением положения поршня относительно корпуса.

Для правильной работы турбогенератора следует всегда иметь регулирующий золотник, собранный из деталей, имеющих альбомные размеры. При регулировании кромка поршня регулирующего золотника должна быть установлена в положение, при котором она совпадает с торцовой поверхностью корпуса.

Генератор имеет четыре главных полюса и волновую обмотку якоря. Добавочные полюсы в ней отсутствуют. Монтажная схема генератора показана на рис. 168. Суммарный радиальный зазор между полюсами и якорем составляет 1 мм.

Секция якоря состоит из четырех витков. Коллектор якоря имеет диаметр 83 мм; миканитовая изоляция коллекторных пластин продорожена на глубину 0,8 мм. Щетки размером 12,5Х25Х

Х35 мм сделаны из угля ЭГ8. По мере уменьшения диаметра коллектора обойму и щетки следует установить с таким расчетом, чтобы зазор между ней и коллектором был не более 2 мм. Поверхность коллектора должна быть всегда чистой и гладкой.

Для смазывания турбогенератора применяют турбинное или веретенное масло. Если при остановленном турбогенераторе уровень масла ниже края масленки, то следует добавить его до полного уровня. С целью предотвращения коррозии следует периодически вводить небольшое количество чистого машинного масла через регулирующий золотник.

Пуск турбогенератора производится с выключенными кнопками распределительного щита. При этом вентиль на пароразборной колонке следует открывать медленно, это позволяет конденсату пройти из корпуса турбины в спускную трубу. Чтобы спустить воду из пароподводящей трубы при пуске и остановке турбогенератора, необходимо открыть на ней вентиль.

Источник [2]

Твитнуть
Яндекс.Метрика