При трогании с места и движении с поездом по участкам пути сила тяги паровоза затрачивается на преодоление возникающих при этом сопротивлений движению. Для реализации силы тяги паровоза необходимо хорошее сцепление между колесом и рельсом, чтобы не было буксовки, т. е. когда колесо вращается, а паровоз не перемещается. Буксование паровоза может быть при влажных и загрязненных рельсах, а также при резком открытии регулятора во время трогания паровоза с поездом с места или при движении по подъему и на кривых участках пути.
В целях предупреждения буксования на рельсы под бандажи колесных пар паровоза подается сухой песок. Запас сухого песка на паровозе хранится в песочнице, которая представляет собой сварной резервуар, расположенный в цилиндрической части котла у сухопарника. Резервуар песочницы имеет в верхней части сетку с 2-милли-метровымн отверстиями для просеивания песка. Дно песочницы выполнено в виде двускатной крыши, что позволяет перемешаться песку самотеком. Объем резервуара около 0,5 ms. По бокам резервуара вварены патрубки с форсунками для подачи «еска в песочные трубы. В форсунки поступает сжатый воздух через кран песочницы, который расположен в будке машиниста. Форсунка песочницы показана на рис. 163. Корпус форсунки / представляет собой полую коленообразную чугунную отливку.
Порог в форсунке, образованный поворотом колена, предусмотрен с целью предупреждения высыпания песка самотеком.
Верхний отросток форсунки соединяют накидной гайкой с патрубком 10, выходящим из нижней части резервуара и по которому песок подается из песочницы в форсунку. С нижним отростком форсунки через патрубок 12 соединяют с помощью накидной гайки песочную трубу.
Сжатый воздух к форсунке подводится по трубке, соединенной накидной гайкой со штуцером, который ввернут в корпус форсунки и соединен с соплом 2.
В нижней части корпуса имеется люк 11, который служит для прочистки корпуса и проверки исправности распыливающего устройства форсунки. Воздух, который поступает по трубе 6, направляется в канал 8 и проходит в корпус к соплу 2 форсунки. Из канала 8 струя воздуха попадает непосредственно в среднюю часть корпуса и разрыхляет поступающий из резервуара песок. Воздух, выходящий из сопла 2, силой струи направляет песок через патрубок 12 в песочную трубу под бандажи колес паровоза.
Для регулирования количества воздуха, идущего на подачу песка, ввернут штуцер сопла 3 с диаметром отверстия 5 мм. Регулирующий винт 4 с контргайкой служит для изменения количества подаваемого в корпус форсунки воздуха, а также для выключения указанной форсунки из работы.
Регулирование работы форсунки винтом 4 производится из расчета подачи 1 кг песка в 1 мин. После регулирования винт 4 должен быть запломбирован совместно с пробкой 7. С целью предупреждения буксовки колес песок подается на рельсы заблаговременно.
Все песочные трубы установлены впереди бандажей колесных пар.
Подача песка и впуск воздуха в форсунки песочниц производятся с помощью крана (рис. 164), ручка которого имеет пять положений.
Источник [2]