специальная маслянистая жидкость или масса различной степени густоты, применяемая для уменьшения трения между частями машин. В качестве С. применяют преимущественно масла, подразделяемые по своему происхождению на минерал ьн ы е, получаемые из нефти путем ее переработки, растительные, получаемые путем выжимки из семян и плодов растений, и ж и р ы, добываемые из туш различных животных посредством вытапливания. Растительные масла и животные жиры, подмешанные к минеральным маслам, при надлежащей переработке дают мазеобразные и твердые С. На жел.-дор. тр-те С. расходуется гл. обр. на паровозах и вагонах. Для смазывания трущихся поверхностей паровозов идут С. жидкие, твердые и мазеобразные, для вагонов — жидкие и мазеобразные. Ввиду свойства С. густеть при низких темп-pax зимой для вагонов применяются более жидкие С, чем летом, притом с очень низкой темп-рой застывания, доходящей (для нек-рых видов С.) до —50°. На паровозах и вагонах С. подается при помощи фитильных масленок, подбивочными концами, щетками польстеров, а также посредством принудительного выжимания. Мазеобразные С., применяемые на паровозах ФД, ИС и СО, подаются при помощи специальных приспособлений. В буксах паровозов и вагонов С. этого вида находит применение при роликовых подшипниках Масло, загрязнившееся в процессе работы и потерявшее вследствие этого свои смазочные свойства, собирают и подвергают регенерации, т. е. восстановлению его первоначальных качеств.