механ. устройство, действующее сжатым воздухом или паром и служащее для облегчения управления переводным механизмом паровоза. С. применяются на мощных паровозах ИС, ФД, ТА и ТБ. В простейшем виде С. представляет собой цилиндр, поршень к-рого через крейцкопф соединен системой передаточных рычагов и тяг с рычагом переводного вала, с кривошипом 3 распределительного золотничка, производящего впуск и выпуск воздуха из цилиндра, и тягой 7 с перекидным рычагом 1. В нормальном положении обе полости цилиндра заполнены сжатым воздухом. Если повернуть перекидной рычаг 1 вперед, то его поворот посредством тяги 7, рычага 2 и кривошипа 3 передастся золотничку и он откроет выход воздуху из передней полости цилиндра в атмосферу. Поршень под перевесом давления сжатого воздуха, находящегося в задней полости, передвинется вперед и тягой 5 повернет переводной вал в направлении, соответствующем переднему ходу паровоза. В то же время крейцкопф 4 при помощи поводка 6 вернет рычаг 2 и кривошип 3 в их нормальное положение, прекратив тем самым дальнейший выпуск воздуха из передней полости цилиндра.
Поршень, так. обр., уравновесится. Если рычаг 1 повернуть еще дальше вперед, то поршень вновь передвинется в ту же сторону, увеличивая наполнение (отсечку) пара в цилиндрах паровозной машины. При вращении рычага 1 назад поршень будет двигаться также назад, поворачивая рычаг переводного вала в направлении, соответствующем заднему ходу паровоза. В этой простейшей конструкции С. (паровозы ФД) не имеется ручного привода к переводному валу; при наличии же такого привода (паровозы ИС) система передаточных тяг и рычагов усложняется, но сущность действия С. остается неизменной.