процесс соединения металл. частей путем нагрева места соединения до пластического состояния или расплавления. В первом случае (С. давлением) после нагрева производится проковка или сильное сжатие свариваемых концов, во втором (С. плавлением) — применения силы не требуется и С. происходит вследствие сплавления жидкого металла. На жел.-дор. тр-те применяются различные способы С. Кузнечная, или горновая, С. (С. давлением) — нагрев производится в печи или горне, после чего соединяемые концы накладываются один на другой и свариваются путем проковки под молотом. Этот способ С. стали сохранился при ремонте тяговых крюков, изготовлении рессорных хомутов, тяг и различной кузнечной поковки. Газовая С. (С. плавлением) — подготовленные V- или Х-образно кромки соединяемых частей и металл. стержень-пруток доводятся до плавления ацетилено-кислородным пламенем специальной горелки, после чего угол, образуемый скошенными кромками, заполняется расплавленным металлом прутка. Этого рода С. чаще всего применяется при ремонте чугунных, брон8овых и медных деталей подвижного состава (паровозные цилиндры, вагонные буксы, медные огневые коробки и т. п.) и при наплавке сбитых стыков рельсов в путевом х-ве. Электрическая дуговая С. (С. плавлением)—кромки, подготовленные как и при газовой С, доводятся до плавления теплом вольтовой дуги, поддерживаемой между металл. стержнем — электродом—и этими кромками. Электрод также плавится и заполняет шов. Расплавление кромок вольтовой дугой может производиться при угольном электроде, но этот способ не применяется на жел.-дор. тр-те. Различают холодную дуговую С, при к-рой изделие предварительно не подогревается, и горячую — с предварительным подогревом изделия. Наибольшее распространение имеет холодная С, к-рая применяется при изготовлении и ремонте паровозных топок, вагонных рам, тендеров, кузовов вагонов, котлов цистерн, при наплавке крестовин, сбитых стыков рельсов и т. д., вытесняя клепку и стальное литье В последнее время применяется дуговая С. электродами, покрытыми специальной толстой обмазкой.
Эти электроды позволяют получить наплавленный металл. по прочности не уступающий основному. Электрическая С. сопротивлением (С. давлением) — нагрев места производится до пластического состояния электр. током большой силы, проходящим через место соединения, после чего свариваемые части сильно сжимаются и свариваются. Части большого сечения свариваются встык (стыковая С), а тонкие листы — внахлестку отдельными точками (точечная С.) или сплошным швом (шовная С). Современный способ С. сопротивлением встык носит название С. оплавлением. При этом способе свариваемые поверхности после замыкания тока несколько разводятся и сплавляются отскакивающими искрами, после чего производится сжатие. Последнее осуществляется специальными сварочными машинами и широко применяется на ремонтных з-дах жел.-дор. тр-та для изготовления паровозных дышел, тяговых крюков, приварки концов дымогарных и жаровых труб, в инструментальных цехах и т. д., вытесняя менее совершенную горновую С. Точечная С. в последнее время нашла широкое применение при изготовлении новых 25-м цельнометалл. пассаж. вагонов. Термитная С. производится по способу плавления, давления и м. б. комбинированной. Во всех случаях нагрев свариваемых концов осуществляется расплавленным железом и шлаком, образовавшимися в результате горения термита (смесь мелких частиц алюминия и железной окалины). На жел.-дор. тр-те применяется гл. обр. комбинированная С. Конусообразный тигель из огнеупорного материала с отверстием в вершине конуса наполняется термитом, устанавливается над заформованным местом С., и термит поджигается. После того как произошла реакция горения термита, выбивают гвоздь, закрывающий отверстие патрона в дне тигля, и расплавленное железо и шлак выливаются в форму; затем производят сильное сжатие свариваемых концов специальным приспособлением. Подошва стыка при этом сплавляется с расплавленным железом термита, головка же, подогретая шлаком до пластического состояния, сваривается давлением. Комбинированная термитная С. широко применяется для сварки рельсов. Атомно-водородная С. (С. плавлением) имеет сходство с газовой С. Нагрев свариваемых кромок и прутка до плавления осуществляется расщепленным на атомы водородом. Горелка имеет два сходящихся под углом вольфрамовых электрода, между к-рыми горит вольтова дуга. Водород или пары метилового спирта подводятся по трубкам и, проходя через вольтову дугу, расщепляются на атомы, поглощая значительную часть тепла вольтовой дуги. Касаясь места сварки, пламя водорода или паров метилового спирта отдает поглощенное тепло, чем и вызывается плавление. Атомно-водородная С. отличается высоким качеством наплавленного металла и в последнее время начинает применяться на вагоноремонтных з-дах для С. стали небольших толщин (С. рессорных хомутов), а также для наплавки небольших деталей. Все способы С. в большей или меньшей степени поддаются механизации. Наибольшее распространение на жел.-дор. тр-те получила автоматическая дуговая С. металл. электродом (холодным способом) для наплавки обо до в колесных центров и бандажей.