суперьер, прибор для удаления сажи и изгари из дымогарных жаровых труб паровозных котлов. Работа С. заключается в периодической продувке трубчатой части котла струями пара, энергия которого используется для очистки поверхностей нагрева котла и пароперегревателя. Основной частью С. является вращающееся сопло 1 (входящее в топку паровоза), через к-рое происходит истечение пара. В корпус С. пар подводится через штуцер 2 из пароразборной колонки. Вращение сопла осуществляется либо вручную при помощи рычага ручного привода 3, либо автоматически специальным приспособлением с червячным винтом. В настоящее время почти все паровозы серий ФД, СО и СУ оборудованы С. с ручным приводом. На каждом паровозе обычно устанавливают по два симметрично расположенных С. (правый и левый), удаленных от трубчатой решетки на 1 — 1,5 м. Наличие двух С. позволяет обслуживать обе стороны трубчатой решетки, а вращение сопел С. обеспечивает последовательную продувку труб в вертикальном направлении, т. е. верхних, средних, нижних труб и камеры догорания.
С, установленные на указанных выше сериях паровозов, имеют постоянный выход сопел (100 —120 мм), что несколько ухудшает их работу с точки зрения равномерной очистки всей трубчатой решетки (слабо обслуживается средняя часть). В последнее время на отдельных паровозах испытываются новые типы С. с выдвижными соплами, или так наз. телескопические С.