стальные прокатные балки специального профиля, создающие ровную и упругую поверхность при качении колес подвижного жел.-дор. состава и служащие
для передачи давления от колес шпалам. Профиль поперечного сечения Р. п. определяется не только условиями прочности и жесткости, но зависит и от очертания бандажей локомотивных и вагонных колес, от конструкции рельсовых опор и скреплений, а также от условий изготовления рельсов. Р. п. состоят из головки, шейки и пяты.
Для наилучшего сопротивления Р. п. изгибающим усилиям им придается профиль, близкий к двутавровой балке, с размещением большей части массы металла в головке и пяте. По форме поперечного сечения различают Р. п. двухголовые, широкоподошвенные (виньолевские), желобчатые, широкоподошвенные с утолщенной шейкой (вильямсовские). В настоящее время наибольшее распространение получили Р. п. виньолевские как наиболее устойчивые и позволяющие укладывать их непосредственно на шпалы. Р. п. вильямсовские применяются для изготовления стрелочных остряков. Прикрепляются Р. п. к шпалам костылями или шурупами преимущественно с применением подкладок, а между собой соединяются накладками посредством болтов. На ж. д. СССР уложены Р. п. четырех основных типов: I-а, II-а, III-а и IV-a; в последнее время изготовляются рельсы новых типов весом 43 и 50 кг/пог. м. Прокатывают Р. п. из литой стали специальных марок на особых прокатных станах.