возможное поперечное (боковое) перемещение колесной пары относительно продольной оси данной единицы подвижного состава (локомотива, вагона). Различают Р. к. п. на сторону, т. е. в одну сторону от продольной оси локомотива или вагона, и Р. к. п. полный; последний равен сумме разбегов на сторону. Р. к. п. получается: а) либо за счет зазора между бортами буксы и буксовой направляющей, т. е. за счет разбега буксы, б) либо за счет увеличения длины шейки оси по сравнению с длиной буксового подшипника, т. е. за счет разбега оси. В безбуртовых осях разбег оси осуществляется за счет зазора между торцевыми поверхностями буксового подшипника и ступицы (наличника ступицы) колесного центра. Колесные пары, имеющие поперечные перемещения (разбеги) от 1 до 3 мм на сторону, считаются неподвижными (жестко установленными, жесткими), а с большими разбегами — поперечно-перемещающимися (подвижными, самоустанавливающимися). В паровозах по условиям работы сцепных дышел наибольшие величины разбегов сцепных колесных пар обычно бывают до 25—30 мм на сторону, хотя имеются отдельные примеры и с гораздо большими разбегами, напр. 50 мм у четвертой сцепной оси паровозов серии М. Наличие колесных пар, перемещающихся в поперечном направлении относительно главной рамы, облегчает вписывание паровоза в кривые и уменьшает возникающие при этом боковые давления направляющих колес на наружный и внутренний рельсы.