груз на движущих колесных парах (в колесных центрах или на осях), центробежная сила к-рого во время движения уравновешивает центробежную силу вращающихся частей и силы инерции возвратно-поступательных масс и масс со сложным движением, входящих в состав движущего механизма паровозной машины. Вращающиеся части м. б. уравновешены полностью, тогда как возвратно-поступательные массы — лишь частично. Реальный 11. как бы включает в себя две части: одна уравновешивает вращающиеся массы, другая — возвратно-поступательные. Такой "суммарный" П. развивает гораздо большую центробежную силу, чем это нужно для уравновешивания только вращающихся масс. Благодаря такому избытку при положении П. вверху колесо разгружается, а при положении внизу— перегружается. С увеличением скорости усиливаются воздействия и может наступить момент, когда разгрузка колеса станет опасной. Поэтому избыточный П. никогда не делают таким, чтобы он полностью уравновешивал силы инерции поступательных масс. Отливается П. обычно за одно целое с колесным центром либо в виде сплошной массы, либо пустотелым с последующей заливкой свинцом (см. Заливка противовесов). При коленчатых осях часть веса П. помещается на этих осях.