Регулятор представляет собой устройство, с помощью которого регулируется впуск пара из котла в золотниковые камеры цилиндра паровой машины паровоза. Регулятор является главнейшим органом управления паровозом.
На паровозах Эр и Еа установлены двухклапанные регуляторы (рис. 53). Регуляторная головка ) отлита из чугуна и представляет собой бочкообразную коробку, внутри которой имеется разгрузочная камера с дном. Разгрузочная камера соединяется с головкой / вертикальными ребрами. Регуляторная головка расположена в колене регуляторной трубы, конец которой выведен в сухопарник. Регуляторная головка в своей верхней части имеет коническую посадочную поверхность, на которую опускается большой клапан 5 своей тарелкой. Внизу большой клапан имеет форму поршня, который входит в разгрузочную камеру. В средней части клапан сужается, в результате чего при его подъеме образуется кольцевой зазор между средней частью клапана и седлом регуляторной головки. Этот зазор обеспечивает свободный шроход пара с наименьшим мятием — потерей давления.
Малый разгрузочный клапан 4 установлен в центральном сквозном канале внутри большого клапана, который имеет коническую притирку для посадки малого клапана. Малый клапан имеет проушину для соединения с рычагом 3, который шарнирно соединен с кронштейном 2. Пространство между ребрами и стержнем малого клапана позволяет пройти пару в разгрузочную камеру под поршень большого клапана после открытия малого клапана. Поэтому после открытия малого клапана на большой клапан действует давление сверху и снизу, т. е. находится в разгруженном состоянии, и для открытия большого клапана требуется небольшое усилие. Дальнейший подъем малого клапана приводит к подъему большого клапана, в результате чего открывается доступ пара в регулятор-ную трубу. Подъем большого клапана составляет 32—33 мм.
Сферическое дно разгрузочной камеры имеет отверстие 7, что позволяет предварительно поступать пару в регуляторную трубу до значительного количества при открытии большого клапана. Этим достигается плавное поступление пара в золотниковые камеры цилиндров паровой машины и плавное трогание паровоза с места. При открытии большого клапана пар поступает в кольцевое пространство между суженной частью клапана и расточкой в регуляторной головке, а затем по кольцевому каналу 6 в нижнюю часть регуляторной головки и далее в колено регуляторной трубы, а из нее в пароперегреватель. Из пароперегревателя перегретый пар по паровпускным трубам поступает в золотниковые камеры цилиндров паровой машины паровоза.
Регуляторный вал регулятора проходит внутри котла и выведен через лобовой лист кожуха топки в будку машиниста. В котле регуляторный вал соединен с клапаном регулятора. На лобовом листе кожуха топки установлена рукоятка, которая тягой соединена с рычагом, насаженным на конец регуляторного вала. Перемещение рукоятки производится по сегменту. Регулятор в нужном положении удерживается вилкой, которая под действием пружины входит между зубцами накладки сегмента.
Привод регулятора показан на рис. 54. Головка, колено регуляторной трубы и большой клапан регулятора отлиты из чугуна, малый клапан изготовлен из стали. Рукоятка регулятора находится в будке машиниста со стороны кресла машиниста. Закрытое положение регулятора соответствует крайнему, правому положению рукоятки, как показано на рис. 54. Для открытия регулятора машинист нажимает рукоятку от себя, поворачивает регуляторный вал и через привод, помещенный в котле, поднимает клапан регулятора. Рукоятка перемещается по сегменту 5, выполненному заодно с фланцем 8. Вилка 6 служит для удержания регулятора в нужном положении.
Регулятор с саморазгружающимся клапаном (рис. 55) установлен на паровозе Л. При открытии регулятора пар из парового колпака поступает в регулятор и через него проходит в пароперегреватель, а затем по паровпускным трубам — в золотниковые камеры цилиндров паровой машины.
Большой чугунный клапан 2 регулятора опирается на притирочную ленту чугунной втулки 3, которая установлена в стальном корпусе 1 регулятора. Клапан 2 имеет направляющий цилиндр с окнами 14. Чугунный поршень 8 с уплотняющими кольцами 4 укреплен на хвостовике клапана 2. Поршень 8 входит в разгрузочную камеру 6. Внутри большого клапана 2 садится своим притирочным конусом малый клапан 11, изготовленный из нержавеющей стали.
Разгрузочный клапан на своем конце имеет упорную гайку 7 и вверху соединяется с тягой 12 и кулачком 13, имеющим привод из будки машиниста.
Работа регуляторного клапана заключается в следующем. При подъеме малого разгрузочного клапана //, связанного с тягой 12, пар из регуляторной трубы по осевому каналу большого клапана 2 проходит под поршень 8 в разгрузочную камеру. Чтобы малый клапан при своем подъеме вверх не закрывал пара в камеру, на нижнем конце большого клапана имеются шлицы. После заполнения разгрузочной камеры паром за счет большего диаметра разгрузочного поршня, чем диаметр у большого клапана, создается избыточное давление, направленное вверх и позволяющее машинисту легко открыть регулятор. Подъем разгрузочного клапана 4 мм, а у большого клапана — 70 мм.
При закрытии регулятора разгрузочный клапан 11 опускается и перекрывает проход пара под поршень 8 и пар из разгрузочной камеры уходит через отверстия в поршне и днище камеры. Давление при этом под поршнем падает и большой клапан 2 опускается, после чего оба клапана плотно прижимаются к своим местам давлением пара из котла.
Привод регулятора (рис. 56) состоит из системы рычагов, связанных с регуляторный валом. Привод имеет две тяги 8 к 6, компенсирующий рычаг 7, кронштейн 5 с сектором 4 и рычаг регулятора 3 с рукояткой 1. Рукоятка 1 имеет защелку 2, которая в установленном положении входит в зацепление с зубчатым сектором.