деталь машины, совершающая прямолинейное поступательно-возвратное движение в цилиндре машины и плотно прилегающая к его внутренним стенкам. П. приводится в движение каким-либо источником энергии (паром, газом, водой, воздухом, имеющими давление, отличное от атмосферного), иногда он является П. двигателя. Он может получать движение и от приводного механизма, производя за счет усилия последнего перемещение или сжатие газа или жидкости, и тогда он является деталью рабочей машины (компрессора, насоса, пневм. молота и т. д.).
Обычно П. состоит из диска, насаженного на поршневой шток, и пружинящих колец, помещенных в выточках по окружности поршневого диска и плотно прижимающихся за счет своей упругости к внутренней стенке цилиндра. Иногда П. представляет собой полый цилиндр, открытый со стороны главного вала машины, с к-рым он соединяется шатуном, входящим в полость поршня и обхватывающим там валик, укрепляемый в приливах внутри полости. Наружная поверхность такого П. имеет также кольцевые выточки для пружинящих колец. В локомотивном х-ве встречаются П. обоих типов: первый — на паровозах, второй — в дизелях тепловозов. Паровозный П. имеет обычно шток из Ст. 5, диск — из Ст. 1 и поршневые кольца — из специального чугуна или ЧЛ. 2.