§ 22. Прочие устройства для обслуживания котла

Для удаления шлама и спуска воды из котла при промывке, ремонте и эксплуатации паровоза используют спускные краны. На паровозах установлено от 4 до 6 спускных кранов: по два крана (спереди и сзади) на боковых стенках кожуха топки у топочной рамы, один кран на ухватном листе и один внизу на первом барабане цилиндрической части котла.

Рис. 47. Спускной кран котла: 1—корпус; 2, 10 — пружины; Я — сальник; 4 — стержень; 5 — рычаг; б — штуцер; 7 — крышка; 8 —заслонка; 9 — рычаг заслонки

Спускной кран (рис. 47) имеет литой корпус со стальной крышкой 7, которая крепится к корпусу семью болтами. Для крепления к котлу корпус имеет фланец. Для продувки котла в корпусе и крышке имеется отверстие диаметром 45 мм, закрытое заслонкой 8. Внутри крана помещен рычаг 5 заслонки. Между заслонкой и рычагом имеется распорная пружина 2, которая прижимает заслонку к крышке корпуса. Таким образом закрыто проходное отверстие в корпусе и крышке. В верхнюю часть рычага 9 заслонки вставлен стержень 4, пропущенный через отверстие в крышке 7. На стержень надета рукоятка привода крана. В крышку 7 для присоединения трубы или рукава ввернут переходной штуцер 6.

Для продувки котла на ходу паровоза краны имеют приводы. Приводы продувочных кранов правой стороны топки и заднего крана выведены в будку машиниста, а привод переднего крана левой стороны и крана, установленного на цилиндрической части котла,— на площадку.

Для спуска пара из котла и циркуляции воды при расхолаживании паровоза перед теплой промывкой в передней части котла установлен кран теплой промывки. Корпус крана изготовлен из стали и имеет крестообразную форму с расположенными друг против друга четырьмя отверстиями. Нижнее отверстие диаметром 50 мм соединено фланцем с паровым пространством котла. Два боковых отверстия диаметром 45 мм предназначены для присоединения гибких шлангов. Верхнее отверстие имеет штуцер с сальником.

Рис. 48. Общий запорный клапан пароразборной колонки: 1 — шпиндель; 2—гайка; 3 — стальная пластинка; 4 — сменное седло; 5 — клапан; 6 — корпус пароразборной колонки; 7 - направляющий штуцер; 8 — шпилька; 9 — гайка; 10 — сальник; 11 —крышка; 12 - прокладное кольцо; 13 — сменная гайка; 14 — стопорный винт

 

Пароразборная колонка. Отбор пара на вспомогательные нужды паровоза (для машины углеподатчика, турбогенератора, сифона, водоподогревателя, инжектора, прогрева, отопления будки и т. д.) производится от пароразборной колонки, которая крепится к потолку кожуха топки в будке машиниста.

Пар к пароразборной колонке подводится из верхней части парового колпака по специальной трубе, расположенной внутри котла.

Корпус пароразборной колонки отлит из стали и представляет собой коробку с двумя фланцами, один из которых служит для постановки общего запорного клапана. По бокам от общего запорного клапана расположены отростки для постановки вентилей, обслуживающих паропроводы вспомогательного оборудования.

В центральной части пароразборной колонки имеется запорный клапан, с помощью которого разобщается с котлом камера колонки на случай ремонта того или другого вентиля на горячем паровозе. Запорный клапан (рис. 48) состоит из шпинделя 1 диаметром 23 мм, на конце которого гайкой 2 укреплен бронзовый клапан 5. Между гайкой и клапаном установлена стальная пластинка (в качестве замка). Хвостовик клапана входит в направляющий штуцер 7. Шпиндель 1 клапана уплотняется сальником 10, который расположен в крышке 11, привернутой к корпусу 6 пароразборной колонки 6 шестью шпильками 8. Между крышкой и корпусом колонки имеется уплотнение, выполненное медным прокладным кольцом 12. Посадка запорного клапана производится на бронзовое седло 4. Ход клапана 19 мм обеспечивает необходимый проход пара. Вправо от главного запорного клапана установлены вентили правого инжектора, смазки цилиндра паровой машины и прогрева смазки; влево — последовательно расположены вентили левого инжектора, турбогенератора и отопления будки машиниста.

С торцов пароразборной колонки имеются два отверстия для постановки штуцеров, в которые ввернуты с левой стороны вентили машины углеподатчика. Все вентили и штуцеры установлены на конической трубной резьбе. Вентили вспомогательного оборудования имеют одинаковую конструкцию, но различные размеры деталей в зависимости от назначения и расхода пара прибором, который они обслуживают.

Рис. 49. Вентиль: 1 — корпус; 2 — шпиндель; 3 — сальник; 4 — штуцер; 5 — клапан; 6 — шайба; 7 — обратный клапан; 8 — седло

Вентили (рис. 49) турбогенератора и для смазки цилиндров состоят из стального корпуса 1 с конической трубной резьбой на конце. В торцовую часть корпуса ввернут штуцер 4, в который входит шпиндель 2 из нержавеющей стали. Головка шпинделя упирается в латунный клапан 5, на который навернут обратный клапан 7 с пластинчатой шайбой 6. Уплотнение шпинделя достигается сальником 3 с асбестовой набивкой. Ход клапана 4,0— 10,5 мм ограничивается обратным клапаном.

Вентили оборудованы удлиненными стержнями, на концы которых надеты штампованные стальные, хромированные рукоятки.

У паровоза Л установлена пароразборная колонка насыщенного пара, которая служит для питания вспомогательных приборов и агрегатов паровоза, работающих насыщенным паром. Расположена она снаружи будки машиниста над топкой. Пар из сухопар-ного клапана подводится к колонке по трубе диаметром 101/108 мм, проходящей снаружи котла, так как невозможно проложить трубы большого диаметра между топочными связями.

Рис. 50. Люк-пробка: 1 — прокладное кольцо; 2 — крышка; 3 — втулка

 

Люк-лаз, люки и люки-пробки установлены на кожухе топки и цилиндрической части котла для осмотра его внутренних частей, а также для промывки и очистки от накипи и шлама. Количество люков и люков-пробок достигает 40—50 на паровозе с большим котлом. Фланец люка-лаза паровоза Л представляет собой массивное кольцо, которое обработано с одной стороны по образующей барабана котла, к которому оно приваривается, а с другой стороны имеет притирочную кольцевую поверхность с наружным диаметром 420 мм. Фланец люка имеет 18 отверстий под шпильки М24ХЗ, которыми совместно с нижним кольцом уплотняется крышка люка.

На потолочном листе кожуха топки этого паровоза размещены семь люков-пробок с внутренним диаметром 76 мм, из которых три на правой стороне и четыре на левой. Расположены люки-пробки на обеих сторонах в шахматном порядке, что позволяет обслуживать весь потолок огневой коробки.

На боковых стенках кожуха установлены по два люка-пробки диаметром 50 мм, из которых один — в верхней части стенки и другой — внизу у топочной рамы. На лобовом листе кожуха топки с торца и в углах смонтировано еще 10 люков-пробок. Два люка-пробки диаметром 50 мм расположены над потолком огневой коробки, четыре люка-пробки диаметром 76 мм — против кипятильных труб, по два диаметром 76 мм — на загибе лобового листа в средней его части и у топочной рамы.

На ухватном листе имеется 10 люков-пробок, из них четыре диаметром 76 мм установлены против кипятильных труб, два диаметром 76 мм — на загибах листа в средней его части и два диаметром 76 мм — для осмотра трубной решетки. У горловины установлены два люка-пробки, оси втулок которых идут параллельно боковым стенкам огневой коробки, что обеспечивает прямой просмотр боковых стенок топки. Два люка-пробки размещены на переднем барабане цилиндрической части котла, один из которых — справа у нижней части, а второй-—слева в верхней части барабана котла. Каждый люк-лробка одинарный (рис. 50) состоит из втулки 3, приваренной к кожуху топки или цилиндрической части котла, крышки 2 и прокладного кольца из бронзы.

Материалом для изготовления втулок и крышек люков-пробок иа паровозах этой серии использована сталь марки СтЗ.

Для увеличения угла прямого просмотра у втулок со стороны воды сделаны скосы. Для уплотнения применяют паронитовые прокладки толщиной 2—3 мм, опорные поверхности которых перед постановкой смазывают пастой из порошка графита и цилиндрового масла. Более толстые прокладки применять запрещается, так как это уменьшает рабочую длину резьбы соединения крышки и втулки.

Твитнуть
Яндекс.Метрика