снабжение паровозов специальным сухим и просеянным песком. В дореволюционное время П. производилась исключительно вручную — ведрами или примитивными кранами-журавлями. Ручная П. не только вызывала длительный простой паровозов (до 30—40 мин.) и требовала больших затрат рабочей силы и средств, но и ухудшала работу паровозов в пути вследствие увлажнения песка во время подноски, засорения им букс и движущего механизма, неполной загрузки песочниц и т. д. На ж. д. СССР применяется гл. обр. механизированная П., устраняющая все отмеченные выше недостатки. При такой П. песок подается в паровозные песочницы самотеком из высоких бункеров, расположенных на междупутье, что сокращает простои паровозов под набором песка до 2— 3 мин. Загрузка бункеров производится либо механ. подъемниками (ковшами или элеваторами), либо пневм. устройствами (выжимная или вентиляторная П.). Типовые выжимные устройства для П. обладают высокой производительностью — до 100 т/сутки, но они громоздки, сложны и дороги. В последние годы широкое развитие для П. получают вентиляторные устройства, значительно более дешевые и экономичные.