прибор, устанавливаемый в паровом колпаке котла паровоза. Служит для улавливания воды, увлекаемой из котла паровоза вместе с паром, ухудшающей работу машины и наносящей своими ударами вред цилиндрам паровой машины. Имеются разнообразные конструкции П. У паровозов ФД П. состоит из чугунной коробки, прикрепленной к корпусу главного запорного вентиля. В крышке коробки имеется отверстие для впуска пара; к крышке приварены изогнутые лопасти, соединенные внизу с коническим днищем. Входящий в П. из котла пар, проходя через лопасти, приобретает круговращательное движение. За счет центробежной силы тяжелые частицы (вода) отбрасываются в сторону. Отделившаяся, так. обр. влага отводится обратно в котел. Пар поступает к запорному вентилю, затем в паропроводную трубу и далее в перегреватель.