паровозы, специально приспособленные по своему типу и конструкции для обслуживания товарных поездов. Паровозы эти характеризуются малым диаметром движущих колес (от 1 200 до 1 320 мм и только в отдельных случаях до 1 500 мм) и значительной силой тяги, необходимой для ведения тяжелых товарных составов. В соответствии с последней они всегда имеют большое число движущих осей: редко 4, чаще 5 и даже больше в одной жесткой раме и до 10—12 в сочлененных паровозах. При этом число поддерживающих осей ограничено и определяется условием размещения мощного котла и его топки. К П. т. относятся: 0-4-0 (О, Ч, Ы, V); 1-4-0 (Р, X, Ц, Ш, Щ); 0-5-0 (Э); 1-5-0 (Е, СО, Ф); 1-5-1 (ФД, ТБ); 1-5-2 (ТА) и 0-3-0+0-3-0 (?).