паровозы, специально приспособленные по своему типу и конструкции для обслуживания пассаж. поездов. Предназначенные для больших скоростей паровозы эти характеризуются большим диаметром движущих колес (от 1 700 до 2 000 мм и выше) и сравнительно небольшой силой тяги, достаточной для легких пассаж. составов. В соответствии с последней П. п. имеют обычно три, редко четыре движущие оси; в связи с большой скоростью для плавного прохождения по кривым они снабжаются спереди поддерживающей осью или 2-осной тележкой, а часто имеют и сзади поддерживающие оси в виде 1-осной или 2-осной тележки, гл. обр. в целях поддержки сильно развитой топки при мощном котле. К П. п. относятся: 1-3-0 (Н, Я); 2-3-0 (АП, Б, ГП, Ж, З, К, КУ, У, УУ); 1-3-1 (С, СУ); 2-3-1 (Л, ЪП); 1-4-0 (И); 2-4-0 (М); 1-4-2 (ИС). В случаях резкого различия условий службы II. п. подразделяются на курьерские, скорые, пассаж. дальнего следования и пассаж. местного сообщения (пригородные).