паровоз, оборудованный специальным приспособлением для нагревания воздуха за счет тепла уходящих газов или отработавшего пара. В зависимости от источника тепла, используемого для нагрева воздуха, различают газовые или паровые воздухоподогреватели. Первые имеют большие габариты, несколько больший вес и сильно увеличивают сопротивление проходу газов, но дают более высокую темп-ру подогрева (около 120—150); вторые более компактны, но темп-pa подогрева воздуха в них не превышает 60 — 85°. Образцом воздухоподогревателя в настоящее время является газовый пластинчатого типа. Он состоит из батареи с чередующимися газовыми и воздушными каналами. По первым проходят отходящие газы, нагревая стенки каналов, по вторым — поступает воздух, нагреваемый за счет тепла, переданного стенкам. Для того чтобы отходящие газы поступали в батарею, дымовая камера паровоза разделяется перегородкой на две части: в заднюю поступают газы, покидающие котел; в передней расположен конус, создающий разрежение. Обе части дымовой камеры соединены с газовым каналом батареи. Благодаря такому устройству газы, выходящие из цилиндрической части котла, сначала направляются в батарею, проходят, преодолевая ее сопротивление за счет разрежения, создаваемого конусом, и высасываются в переднюю часть дымовой камеры и в дымовую трубу. Воздух, проходя батарею и нагреваясь, поступает в специальный воздушный коллектор и оттуда по трубопроводу через герметически закрытое поддувало в топку. Применение воздухоподогревателя на паровозах позволяет снизить темп-ру уходящих газов с 300—350 до 200—250°, благодаря чему около 5—6% всего тепла, заключенного в топливе, обычно уходящих в атмосферу, возвращается в топку и полезно используется. Помимо этого возрастает топочная темп-pa, что устраняет потери тепла от хим. и механ. неполноты горения. Недостатком газового воздухоподогревателя является необходимость усиления работы вытяжного устройства, т. е. нек-рое ухудшение работы паровой машины. Поэтому паровой воздухоподогреватель, теоретически менее экономичный, практически может оказаться более выгодным.