ПАРОВОЗ

локомотив с самостоятельной паросиловой установкой, состоящей из котла и паровой машины. Основные элементы П. составляют: 1) котел с топкой и его принадлежностями (арматурой); 2) паровая машина, состоящая из цилиндров, движущего и парораспределительного механизмов; 3) экипажная часть, состоящая из рамы, рессорного подвешивания, букс, колесных пар и упряжи. Со времен Стефенсона, впервые доказавшего возможность применения паровой машины для передвижения тяговых установок, продолжается непрерывное усовершенствование П. — повышение его мощности, надежности в работе и экономичности. Первые усовершенствования заключались в конструировании кулисных механизмов (Стефенсона, Гуча, Аллана, Джоя, Вальсхарта и др.). В 1876 г. был впервые применен принцип машины компаунд. С 1896 г. появились первые П., оборудованные пароперегревателями. Этим открылось новое направление в путях развития П. — усовершенствование котла и повышение его экономичности путем применения перегретого пара и подогрева питательной воды. Советское паровозостроение с 1936 г. начало новую фазу развития и усовершенствования паровозных конструкций массовым выпуском П. с конденсацией пара. Подчеркивая значение этой победы, Л. М. Каганович на декабрьском Пленуме ЦК ВКП(б) в 1935 г. сказал: "Впервые в 1936 г. на железнодорожном транспорте получит распространение новый тип паровоза с конденсацией пара... Этот тип паровоза совершит целую революцию в паровозном хозяйстве". Освоенный в период второй пятилетки конденсационный И. решением XVIII Съезда ВКП(б) становится ведущим типом локомотива в третьем сталинском пятилетии. Продолжается также выпуск новых мощных П. серий ФД и ИС, предназначенных для перевозки тяжеловесных грузовых и пассаж. поездов на магистральных линиях. Наряду с этим советское паровозостроение характеризуется введением ряда так наз. модернизационных мероприятий, повышающих мощность и экономичность работы П. К этим мероприятиям относятся: применение вентиляционной тяги (вместо тяги при помощи конуса), введение новых конструкций водоподогревателей с подогревом воды отработавшим паром непосредственно в тендере П., применение воздухоподогревателей за счет использования тепла отработавшего пара или уходящих газов и применение специального оборудования для сжигания топлива в виде тончайшей пыли (пылеугольное отопление). В настоящее время 11. являются основной тяговой единицей жел.-дор. тр-та, выполняя все работы по перевозкам, по всем видам хозяйственного обслуживания ж. д. и маневровые работы. В зависимости от рода выполняемых работ П. разделяются на товарные, пассаж. и маневровые; по роду обслуживаемых ими линий — на П. широкой и узкой колеи. По конструктивным и техн. признакам П. разделяются: по числу и расположению осей и по конструкции главной рамы — на П. с жесткой рамой и сочлененные, предназначенные для обслуживания горных участков с кривыми малого радиуса; по нагрузке на ось; по давлению и качеству пара — на П. нормального, повышенного и высокого давления и II., работающие насыщенным и перегретым паром; по принципу действия пара—на П. одиночного расширения (с простой -машиной) и П. двойного расширения (компаунд), а также по числу цилиндров (2-цилиндровые, 3-цилиндровые и т. д.); по размещению запасов воды и топлива — на П. с прицепным тендером и танк-паровозы, у к-рых запасы угля и воды размещаются на самом П.; по роду отопления — на П. с угольным и нефтяным отоплением, а также с ручным или механ. (стокерное, пылеугольное).

Прочитано 432 раз
Твитнуть
Яндекс.Метрика