обследование паровоза с целью своевременного выявления и устранения различных неисправностей в его частях. Различают О. п.:
- предпоездной, или приемочный, при приемке его паровозной бригадой перед поездкой и при сдаче паровоза в депо после поездки;
- станционный, производимый при стоянке паровоза на станционных путях;
- межпоездной в депо;
- периодический, производимый в определенные сроки и обычно приурочиваемый к промывкам котла;
- годичный, или натурный, производимый ежегодно к определенному числу; результаты этого О. п. служат основанием для составления годового понумерного плана ремонта паровозов.
При О. п. проверяются:
- а) износ и состояние частей и деталей и соответствие их установленным размерам, обеспечивающим безопасность движения;
- б) наличие и исправность действия тормозных устройств, контрольных и измерительных приборов (ПТЭ, § 193).
При предпоездном и станционном О. п. особое внимание обращается на состояние огневой коробки (стенок, связей, труб и легкоплавких пробок), на исправное действие арматуры, в частности предохранительных клапанов, манометров, инжекторов и водомерного стекла, на движущий и парораспределительный механизм, на упряжные и ходовые части паровоза и тендера, а также на тормозное оборудование. Межпоездной О. п. по прибытии его в депо производится над чистой и хорошо освещенной канавой в определенном последовательном порядке по схеме, предусмотренной "Правилами ремонта паровозов и тендеров, производимого в депо". Периодические О. п. осуществляются в сроки, установленные для осмотра отдельных частей паровоза, напр. топки с колосниковой решеткой, поршней, золотников и т. д. Результаты О. п. заносятся в особые книги.