Ширина колеи
По ширине колеи паровозы бывают ширококолейные и узкоколейные. Широкая колея для Стран СНГ и стран Балтии имеет расстояние между головками рельсов с 1970 года 1520 мм (первоначально расстояние было принято 1524 мм для строительства железных дорог еще в царской России). В настоящее время ширина колеи не стандартизована во всем мире и разные государства применяют исторически сложившуюся в данном регионе ширину колеи. Самой распрастраненной является колея шириной 1435 мм (Именно эта ширина колеи была принята для постройки первой пассажирской железнодорожной линии в Великобритании Ливерпуль — Манчестер инженером Джорджем Стефенсоном., откуда и распрастранилась по всему миру вместе с первыми паровозами, которые заказывались для региональных железных дорог)
Тендерные и танк-паровозы
По размещению запасов воды и топлива они подразделяются на тендерные и танк-паровозы, у которых вода и топливо -расположены на самом паровозе.
Осевая формула
Паровозы имеют движущие (сцепные), а также бегунковые и поддерживающие колесные пары. В зависимости от количества движущих, бегунковых и поддерживающих колесных пар паровозы разделяются на типы по осевой формуле. ОСЕВАЯ ФОРМУЛА - условное обозначение типа локомотива с указанием рода, числа и расположения его осей. Первая цифра формулы означает число передних поддерживающих осей, вторая — число движущих (сцепных) и третья — число задних поддерживающих осей. Цифры эти отделяются черточками. При отсутствии передних или задних поддерживающих осей ставится цифра 0. Напр.: паровоз серии ИС с четырьмя движущими осями, одной поддерживающей осью впереди и двумя поддерживающими сзади обозначается 1-4-2. Сочлененные паровозы (сист. Маллета, Ферли, Гаррата и пр.) с двумя самостоятельными тележками и двумя независимыми движущими механизмами на них сохраняют ту же систему обозначений по каждой независимой группе осей, но с добавлением знака плюс между обозначениями каждой из групп. Напр.: паровоз Маллета серии ?чб с двумя группами осей по 3 движущие (без поддерживающих) в каждой группе обозначается 0-3-0+0-3-0. Во Франции принято обозначать типы локомотивов как и в СССР (по количеству осей). В США и Англии осевая формула составляется подобным же образом, но вместо числа осей ставится число колес. В этом случае формулу правильно называть колесной формулой. В Германии осевая формула составляется таким образом: число движущих (сцепных) осей обозначается заглавной буквой немецкого алфавита, причем буква А означает 1 движущую ось, В — 2 движущие оси, С—3, D — 4, Е — 5 и т. д. Слева от буквы ставится число передних поддерживающих осей, справа — число задних. При отсутствии поддерживающих осей нули, разделяющие черточки и знаки плюс также не ставятся. При такой системе обозначения паровоз ИС 1-4-2 был бы обозначен 1D2.
Количество цилиндров
Паровозы бывают двух-, трех- и четырехцилиндровые
Паровая машина
по системе паровой машины—однократного и двукратного расширения.
Название
Партия построенных одинаковых паровозов называется серией. Для различия отдельных серий паровозов в царской России и СССР было принято присваивать им буквенные обозначения русского алфавита, которые обычно даются по наименованию завода, разработавшего данный паровоз, по имени конструктора, спроектировавшего его, а иногда серию паровоза обозначают свободной буквой алфавита. Например, паровоз серии С разработан Сормовским заводом, паровоз серии К — Коломенским заводом, паровоз серии Б — Брянским заводом, паровоз серии Л обозначен так по имени его конструктора—Лебедянского. Серия модернизированного паровоза Л обозначена двумя буквами- ЛВ (Ворошиловградский).
Некоторым сериям паровозов, построенным в советское время, присвоены обозначения из двух букв по имени и фамилии руководителей партии и правительства: ФД — Феликс Дзержинский, СО — Серго Орджоникидзе.
Многие серии паровозов имеют еще дополнительные обозначения к основной букве (индексы), например: Су — усиленный, Эм — модернизированный, СОм — с механическим углеподатчиком и т. д.
На некоторых паровозах изменение конструкции отмечено цифрой, поставленной рядом с серией и обозначающей нагрузку от движущей оси на рельсы, например: ФД20 — нагрузка от оси на рельсы 20 тс, ФД21 - нагрузка 21 тс; С017, С018 и С019 — с соответствующими этим цифрам нагрузками от оси на рельсы.
В Великобритании существовала довольно трогательная традиция, каждому паровозу присваивать имя собственное. Например название паровоза LMS Coronation Class № 6229 DUCHESS OF HAMILTON следует читать так: LMS - название железнодорожной компании; Coronation Class - серия; № 6229 - номер; DUCHESS OF HAMILTON - имя собственное "Герцогиня Гамильтон"