передвижение вагонов и целых составов по путям и паркам станций для обеспечения выполнения графика движения поездов, плана формирования и государственного плана перевозок. М. р.— важнейшее звено в технолог. процессе работы каждой станции. От организации М. р. зависит не только быстрота обработки вагонов, но и качество всей работы станции. По своему назначению М. р. подразделяется на след. виды: 1) расформирование прибывающих поездов — расстановка вагонов по путям в соответствии со специализацией; 2) формирование поездов из подобранных групп вагонов в соответствии с требованиями ПТЭ и плана формирования; 3) одновременное формирований при расформировании поездов—стахановский метод М. р. составителя Краснова, обеспечивающий ускорение операций с поездами; 4) отцепка и прицепка вагонов и групп, от поездов к поездам; 5) подача вагонов на пути погрузки, выгрузки, перегрузки, перевески, сортировки, осмотра, ремонта и уборка их с этих путей; 6) прочие передвижения вагонов, как то: расстановка вагонов у фронтов погрузки-выгрузки, осаживание вагонов в сортировочном парке, пропуск локомотивов от поездов и под поезда и т. п. В целях обеспечения безопасности движения и правильной организации всей работы станции М. р. руководит только один работник (дежурный по станции, станционный диспетчер или дежурный по путям), а непосредственно осуществляет ее при помощи паровоза, мотовоза, трактора-тягача и других локомотивов, а иногда и неподвижных механизмов (кабестана, лебедки, электрошпиля и др.) только составитель поездов, возглавляющий бригаду из сцепщиков, скрутчиков, башмачников и стрелочников. На станциях с большой М. р. под руководством составителя организуются комплексные станционные бригады, включающие локомотивную бригаду, бригаду осмотрщиков вагонов, списчиков, весовщиков, сцепщиков и стрелочников, чем достигается большая слаженность в работе. Для безопасности М. р. ПТЭ предусматривают ограничение скорости до 40 км/ч при движении по свободным путям вагонов с локомотивом впереди, до 25 км/ч—при движении вагонами вперед по свободным путям и при движении по стрелкам независимо от местонахождения маневрового локомотива, до 10 км/ч— при передвижении вагонов с людьми, живностью и опасными грузами. По технолог. процессу каждой станции на все виды М. р. установлены нормы времени, от выполнения к-рых зависит движение поездов точно по графику. Учитывая большое значение М. р., вредители-пределыцики стремились своими "нормами" времени на отдельные операции превратить станции в отстойники вагонов, сорвать или замедлить выполнение плана перевозок. Их антигосударственные "теории" и "нормы" были опрокинуты стахановцами — составителями поездов, паровозниками и вагонниками, доказавшими на деле полную возможность производства М. р. в значительно более короткое время совмещением и параллельностью выполнения операций. Эти достижения легли в основу новых норм технолог. процессов работы станций, в результате чего сократилось время М. р. и ускорился оборот вагонов.