деталь ручной винтовой упряжи, служащая для сцепления вагонов посредством стяжек и передачи тягового усилия от локомотива поездному составу. К. т. состоит из головки и хвостовика квадратного сечения у головки и круглого — в остальной части. Головка имеет отверстие для подвешивания стяжки и носок, на к-рый накладывается стяжка соседней единицы подвижного состава. К. т. различаются по размерам и конструкции. На подвижном составе ж. д. СССР имеются К. т. пяти типов: нормальный 1892 г., усиленный 1905 г., объединенный 1912 г., образца 1916 г. и американский заказа 1915 г. В настоящее время на локомотивах и вагонах ставятся К. т. только объединенного типа 1912 г. При несквозной упряжи вагонные К. т. имеют длину 900 мм и на концах нарезку для гаек; при сквозной — хвостовик одного из К. т. (на вагонах без хребтовых балок) делается несколько длиннее, а другого — короче половины длины вагона. Короткий К. т. имеет на конце хвостовика одно отверстие для чеки, а длинный — два таких же отверстия для соединения с муфтами, между к-рыми расположены упряжные шайбы и пружины.