1) любая окружность поверхности катания колеса, по к-рой в каждый данный момент происходит качение колеса по рельсу.
При своем движении, даже на прямых участках пути, подвижной состав имеет извилистое движение, допускаемое: а) нормальным зазором между гребнями колес (бандажей) и рельсом, увеличивающимся вследствие износа гребней и боковой поверхности головок рельсов; б) разбегом осей; в) отклонениями в насадке стальных колес на оси в ±3 мм согласно § 189 ПТЭ; г) отклонениями в ширине пути в+6 мм и —2 мм согласно §33 ПТЭ; д) уширениями пути в кривых согласно § 33 ПТЭ. При таких условиях колесные пары все время меняют свое положение относительно наружного и внутреннего рельсов, благодаря чему меняются и окружности качения, т. е. К. к. Свидетельством этому служит довольно широкая полоса износа поверхности катания бандажа (прокат); 2) окружность поверхности катания колеса (бандажа), по к-рой происходит качение при среднем положении колесной пары и при нормальных расстояниях между головками рельсов (1 524 мм) и между внутренними гранями бандажей (1 440 мм для стальных колес). Теоретически в этом случае соприкосновение колес с рельсами происходит по окружностям катания, расположенным над осями головок рельсов, т. е. отстоящим друг от друга на 1 524 мм плюс ширина головки рельса. Т. к. последняя различна для различных типов рельсов, то указанное расстояние равно: при рельсах типа I-а 1 524 + 70 = 1 594 мм; II-а—1524 + 68 = 1592 мм; III-а— 1 524 + 60 = 1 584 мм и IV-a—1 524 + 53,5 = 1 577,5 мм; 3) окружность поверхности катания колеса (бандажа), отстоящая от внутренней его грани на 70 мм. Именно к этой окружности приспособлены все измерительные шаблоны; по ней же производится и измерение наружного диаметра колеса. Расстояние между такими К. к. одной и той же колесной пары равно 1 440 + 2x70 = 1 580 мм.