деталь движущего механизма паровозной машины, служащая для соединения поршневого штока с ведущим дышлом и передающая движение поршня через дышло и палец кривошипа ведущему колесу локомотива. В теле К. имеются гнездо 1 и щеки 2. В гнездо вставляется конец поршневого штока и закрепляется здесь при помощи клина 3; между щеками закладывается малая головка ведущего дышла; она обхватывает валик 4 (крейцкопфный валик), проходящий через обе щеки К.
Форма К. зависит от конструкции параллелей: при одинарных параллелях (паровозы Е, Н, О, С, Ы. Э) К. обхватывает параллель со всех сторон; при двойных (паровозы Б, К, Су, Щ, Фч/б) —К. скользит по верхней и нижней параллелям; при многоплоскостных (паровозы ФД, ИС, ТА, ТБ) — К. имеет несколько поверхностей трения (обычно три), благодаря чему значительно уменьшаются удельные давления между ним и параллелью. В первых двух типах К. не опираются непосредственно на параллель, а между ними и параллелью закладываются бронзовые вкладыши, привертываемые к К. В третьем типе все рабочие трущиеся поверхности К. заливаются баббитом.