прибор, служащий для управления тормозами. К. м. помещается в будке машиниста на пути движения воздуха из главного резервуара в тормозную магистраль и выполняет след. функции: а) зарядку тормозов, б) ступенчатое и полное служебное торможение, в) экстренное торможение, г) ступенчатый и полный отпуск тормоза. К. м. применяется также на автоконтрольных и ремонтных пунктах для испытания приборов и пробы тормозов в составах поездов до подхода поездного паровоза.
На локомотивах жел.-дор. сети СССР применяются К. м. двух типов: на товарных — сист. Казанцева, на пассаж. — сист. Вестингауза с золотниковым питательным клапаном (а), служащим для поддержания установленного давления в магистрали (обычно 5 am) при поездном положении ручки К. м. Пользуясь краном сист. Вестингауза, машинист ставит ручку его в одно из след. пяти положений: I— полный отпуск и зарядка тормоза; II — поездное положение, т. е. поддержание нормального давления в магистрали (5 am) при отпущенных тормозах и при наличии в главном резервуаре напорного давления около 8 am; III — положение перекрыши, к-рым задерживается в магистрали установленное машинистом во время торможения давление; IV — положение ступенчатого или служебного (небыстрого) торможения; V—положение экстренного торможения.
Пользуясь краном сист. Казанцева, машинист ставит ручку его в одно из след. положений: I — полный отпуск и зарядка; II — поездное положение; затем для приведения в действие тормозов поворачивает ручку крана на нек-рый угол, тем больший, чем сильнее требуется торможение, и оставляет ее в этом положении. Крайнее тормозное положение ручки снижает давление в магистрали до 3 am, в результате чего кран не дает экстренного торможения; для этой цели при нем имеется специальный комбинированный кран.