оцементированная или выложенная кирпичом канава шириной 1,2 м, глубиной 1,0 м и длиной от 6 до 52 м, устраиваемая между рельсами для удобной чистки паровозных топок и уборки шлака из зольников. Устраивается К. к. чаще всего на тракционных (экипировочных), а иногда (напр. при кольцевой езде) и на станционных путях. Для обеспечения стока скопляющейся при заливке шлака воды в канализацию дно К. к. имеет уклон к коллектору, перекрываемому металл. решеткой. Кроме того, при типовых тельферных шлакоуборках К. к. оборудуются рельсовыми узкоколейными путями для подкатки к эстакаде тельфера ковшей со шлаком. Рельсы укладываются либо по дну канавы, либо на кронштейнах по стенкам, что значительно удобнее, т. к. предохраняет их от засыпания шлаком. Иногда К. к. используются и для осмотра ходовых частей паровоза и тендера вместо смотровых канав; в таких случаях требуется, однако, специальное их оборудование.