КОТЕЛ ПАРОВОЗНЫЙ

особого типа трубчатый котел с внутренней плоскостенной топкой коробчатой формы. Корпус такого котла состоит из трех основных частей: топки 5, цилиндрической части 12 и дымовой коробки 3. Наружная часть топки наз. кожухом, а внутренняя — огневой коробкой. Последняя соединяется с кожухом топки при помощи обвязочной (топочной) рамы 4, кольца шуровочного отверстия и связей (боковых, потолочных и лапчатых). Внизу огневой коробки находится колосниковая решетка и под ней зольник; спереди огневая коробка замыкается задней решеткой 6. Кожух топки соединяется с цилиндрической частью ухватным листом 7. Цилиндрическая часть котла обычно состоит из двух, трех и даже четырех барабанов, склепанных между собой; спереди она заканчивается передней решеткой 8. Внутри цилиндрической части проходят трубы 9, концы к-рых закрепляются в передней и задней решетках. Поверх цилиндрической части обычно располагается паровой колпак 10 для более удобного размещения регулятора и его головки.

051

Дымовая коробка, являясь продолжением цилиндрической части, служит для образования в ней разрежения (вакуума), необходимого для удаления продуктов сгорания из топки через трубы 9 и снабжения топки воздухом, нужным для процесса горения топлива. Разрежение получается в результате выпуска мятого пара через конус и далее (вместе с захваченными им продуктами сгорания) в дымовую трубу. Для облегчения обслуживания К. п. снабжается арматурой и гарнитурой. Снаружи его покрывают изоляцией и обшивкой.

Основные принципы конструкции К. п. были уже разработаны во времена Стефенсона, тем не менее за истекшие сто лет К. п. претерпел целый ряд изменений и усовершенствований, продиктованных, с одной стороны, потребностью в более мощных котлах, с другой, — стремлением к повышению экономичности паровоза в целом. Из таких нововведений следует упомянуть (в хронологическом порядке их применения): постановку паросушителя, введение инжекторов свежего пара, установку в топках кирпичного свода, введение пароперегревателя и водоподогревателя, применение качающихся и опрокидывающихся колосников, введение дополнительных поверхностей нагрева топки в виде кипятильных труб и термосифонов, добавление к топке камеры догорания, применение инжекторов мятого пара, усовершенствование конусного устройства, введение подвижных топочных связей, применение внутрикотловой очистки воды, переход с ручного отопления на механ. (стокерное), введение пылеугольного отопления, подогрев воздуха, поступающего в топку, применение дымососа, повышение темп-ры перегрева и значительное увеличение рабочего давления пара. Последнее ведет к коренному изменению К. п., связанному: при средних давлениях — с переходом на водотрубные топки, а при высоких — с переходом на сложные котлы с многими барабанами.

Прочитано 416 раз
Твитнуть
Яндекс.Метрика