пароструйный прибор, при помощи к-рого создается искусственным путем вытяжка в атмосферу продуктов сгорания из дымовой коробки паровоза. К. представляет собой раструб, к-рым заканчиваются паровыпускные трубы из цилиндров паровозной машины. Струя отработавшего (мятого) пара, вылетая из конуса, оканчивающегося в дымовой коробке, увлекает за собой продукты сгорания и уносит их через дымовую трубу в атмосферу. Этим путем создается то разрежение (вакуум) в дымовой коробке и топке, к-рое необходимо для подвода в топку свежего воздуха для горения топлива. К. устраиваются с постоянным сечением и с переменным. В первом случае машинист не может по своему усмотрению регулировать тягу и она зависит исключительно от режима работы машины. Переменный же К. допускает такую регулировку. Обычно он состоит из корпуса, насадки и груши. При передвижении груши вверх (при затягивании К.) происходит уменьшение его выходного отверстия, благодаря чему скорость паровой струи увеличивается, а вместе с ней увеличивается и засасывание продуктов сгорания. Однако следует иметь в виду, что при этом одновременно возрастает противодавление в цилиндрах, что крайне невыгодно для работы машины. Большую роль играет форма насадок К. Раньше применялись насадки с круглым отверстием диам. 125—180 мм, затем крестообразные, в настоящее же время — 4-дырные с раздельным выхлопом. Последние имеют большую поверхность соприкосновения паровой струи с продуктами сгорания, что улучшает тягу; раздельный же выхлоп, уменьшая подпор пара в К., понижает противодавление, улучшая тем самым работу машины. В результате 4-дырная насадка улучшает работу котла (повышает форсировки) и работу машины (повышает мощность). Такими К. с 4-дырной насадкой оборудуются все паровозы жел.-дор. сети СССР.