машина для получения сжатого воздуха. Различают два основных типа К.: поршневые и турбинные. В зависимости от установки К. бывают стационарные и передвижные. Все конструкции К. в общем сходны с конструкциями водяных насосов, однако сжимаемость воздуха и выделение при этом тепла усложняют их конструкцию. Поршневые К. бывают: одноступенчатые и двухступенчатые в зависимости от способа и степени сжатия воздуха; вертикальные и горизонтальные — по расположению цилиндров; одно-, двух- и многоцилиндровые — по числу цилиндров. При малых мощностях поршневые К. более экономичны. При больших расходах сжатого воздуха применяются турбинные К. Их преимущество заключается в простоте конструкции и незначительности площади, требующейся для установки. Поршневые К. работают с приводом от паровой машины, двигателей внутреннего сгорания, электродвигателей, трансмиссии. Турбинные К. большей частью работают от электродвигателей, соединенных с ними гибкими муфтами. Большое распространение имеют К., заготовляющие сжатый воздух для небольших пневм. сверлильных машин, молотков, трамбовок и поддержек, применяемых на машиностроительных з-дах, в жел.-дор. депо и ремонтных з-дах. Для этих приборов применяются К., сжимающие воздух до 6—7 am. К. пользуются также для различных путевых работ, испытания воздушных тормозов вагонов и паровозов, работы подъемников, при заборе воды из скважин при помощи эрлифтов, для механизации пескоподачи, продувки и очистки труб и т. д.