наиболее ответственные детали, при помощи к-рых вагоны катятся по рельсам. Каждая К. п. в. состоит из оси 3 и прочно насаженных на нее колес 2. Наружные части оси 1, наз. шейками, являются опорами, поддерживающими при помощи букс и рессор раму вагона. Различаются К. п. в. гл. обр. по осям в зависимости от назначения вагона, его подъемной силы и тары, а также от числа осей, т. е. от давления, приходящегося на ось. С 1933 г. на ж. д. СССР для К. п. в. введено 4 типа стандартных осей: С-1 с шейками 110 x 170 мм дли товарных вагонов с нагрузкой на ось не более 12,5 т; С-2 с шейками 120 x 210 мм для товарных и пассаж. вагонов с нагрузкой на ось не более 17 т; С-3 с шейками 140x254 мм; С-З-У (усиленная) с шейками 145 х 254 мм для товарных и пассаж. вагонов с нагрузкой на ось не более 20,5 т.
В К. п. в. применяются как безбандажные колеса, так и бандажные (составные из колесного центра, бандажа и укрепляющего кольца). Существующие колесные центры сводятся к 4 типам: 1) железные кованые, сваренные из 8 треугольников, согнутых из полосового железа специальной формы; они имеют значительное распространение под вагонами прежних построек, но дальнейшее производство их прекращено; 2) стальные катаные со сплошным волнистым диском для сообщения ему большей эластичности при толчках вдоль оси; 3) чугунные литые из перлитового чугуна; 4) стальные литые с 8, 9 и 11 спицами. Безбандажные колеса имеются трех типов: а) чугунные литые с отбеленным (закаленным) ободом, известные под названием колес Гриффина; б) стальные литые Дэвиса, отливаемые во вращающихся металл. изложницах; в) стальные цельнокатаные из углеродистой стали; производство последних началось в СССР с 1935 г. Все К. п. в. имеют оси с наружными шейками. Ставить вагоны в поезда или подкатывать К. п. в. с дефектами, указанными в § 218 — 220 ПТЭ, запрещается.