прибор для регулирования впуска пара из котла в трубу, подающую пар к паровой машине паровоза. На паровозах жел.-дор. сети СССР (кроме ФД, ИС и 2-3-2) К. р. располагается в паровом колпаке котла в начале паропроводной трубы. Он состоит из уравновешенного двухседельного клапана, поднимаемого при помощи рычагов, и регуляторного вала, идущего от парового колпака через сальник регулятора в будку машиниста и снабженного на концах двумя рычагами. Один рычаг при помощи тяги соединен со стержнем регуляторного клапана, другой насажен на конце вала, выходящем в будку, и снабжен рукояткой. Поворачивая при помощи рукоятки регуляторный вал, машинист открывает или закрывает регуляторный клапан, регулируя этим впуск пара в цилиндры паровозной машины. На паровозах ФД, ИС и 2-3-2 установлен многоклапанный регулятор в дымовой коробке.