предохраняет котел от опасных повышений давления пара сверх установленного предельного путем выпуска излишка его в атмосферу. На паровозах советских ж. д. применяются след. типы: Альфа с шайбами-глушителями (серии Б, К, Н, ОВ,С, Су, Щ, ОЧ);
Альфа без шайб (Б, М, С, Су, Ш, Э); Коль (Е); весовые или рычажные (К, Н, ОВ, Щ, Э); Кросби (ФД, ИС). Котел каждого паровоза должен иметь не менее двух предохранительных клапанов (ПТЭ, § 180, п. "б"). На большинстве паровозов ставят три К. п. п. к. Нагрузка их регулируется так. обр., чтобы первый из них начинал работать при превышении предельного рабочего давления на 0,125 am, второй — на 0,3 am и третий — на 0,5 am. После регулирования натяжное приспособление запломбировывается. При неисправных предохранительных клапанах выпуск паровозов под поезда запрещен (ПТЭ, § 104, п. "г").