разрыв стенок котла во время нахождения его под паром, сопровождающийся обычно крупными разрушениями, а нередко и человеческими жертвами. В. к. может произойти вследствие: а) небрежного наблюдения за отоплением паровоза и как результат этого — превышения давления пара в котле выше установленного или накачивания воздуха и газов в котел при неправильном контрпаре; б) перегрева потолка или стенок топки при отложении на них большого количества накипи в результате плохого ухода за котлом и плохой его промывки; в) обнажения потолка огневой коробки в результате понижения уровня воды в котле ниже наинизшего ее уровня при неудовлетворительном обслуживании котла; г) недоброкачественности материала котла или плохого его ремонта. В ПТЭ (§194 и 431) указаны меры, направленные к обеспечению исправного состояния паровозного котла и предупреждению возможности В. к.