вес груза и самих вагонов, входящих в состав поезда, установленный для данной дороги или ее отдельных участков по действующему графику движения поездов. Фактический вес поездов д. б. не ниже весовой нормы. В. н. п. устанавливаются в целях более полного использования силы тяги локомотивов и пропускной способности участков и зависят в основном от профиля пути и силы тяги локомотива: чем меньше крутизна подъемов и их протяжение, тем больший вес поезда может везти локомотив. При правильном использовании мощности локомотива и особенностей профиля пути можно во многих случаях пройти крутые подъемы за счет предварительного разгона. Это позволяет значительно повысить вес поездов.
Различие В. н. п. на дорогах и отдельных участках в пределах одной и той же дороги, обусловленное различием профилей пути и типов локомотивов, приводило к частой ломке весов поездов по пути их следования, что вызывало большие простои вагонов и излишнюю маневровую работу. Унификация В. н. п., т. е. установление одной и той же В. н. п. на большом протяжении, уменьшает число переломов и ускоряет продвижение поездов. Чем меньше весовых переломов, тем меньше простой вагона, тем лучше оборот вагона, тем ниже себестоимость перевозок.