пружинящее приспособление, прикрепляемое к буферному брусу и служащее для воспринятия толчков между вагонами при маневрах и при следовании в пути, а также для удержания вагонов от чрезмерных поперечных колебаний. На каждом буферном брусе вагона, на переднем брусе паровоза и на заднем — тендера ставится по два буфера, к-рые сохраняются до полного перехода на автосцепку (ПТЭ, § 234).
Б. в. состоит из: а) стержня с буферной тарелкой; б) буферного стакана, прикрепляемого болтами к буферному брусу и служащего для направления и удержания стержня; в) буферной пружины, смягчающей удары; г) шайбы, посредством к-рой стержень своим заплечиком надавливает на пружину; д) гайки со шплинтом, укрепляющей стержень. Кроме того, в состав буферного устройства входит подкладка (поддон), укрепляемая непосредственно к буферному брусу; в эту подкладку и упирается пружина. Стержень с буферной тарелкой изготовляется отковкой или штамповкой из одного куска; конец стержня делается меньшего диаметра, благодаря чему образуется заплечик, опирающийся на шайбу. Тарелка правого по ходу поезда буферного стержня делается выпуклой, а левого—плоской. Буферные пружины изготовляются либо конические из полосовой стали (у вагонов пассаж. и 2-осных товарных), либо цилиндрические из круглой стали (у паровозов и 4-осных товарных вагонов). В последнем случае в буферный стакан ставятся 2 пружины. У вагонов горизонтальное расстояние между центрами буферов д. б. 1782 мм, а высота оси буфера над головкой рельса допускается: у товарных вагонов наименьшая 920 мм и наибольшая 1 100 мм, а у пассаж. вагонов наименьшая 1 000 мм и наибольшая 1 115 мм (ПТЭ, § 209). Вагоны с разницей в высоте центров у соприкасающихся буферов более 100 мм ставятся в хвост поезда, а при применении подталкивания постановка таких вагонов в состав поезда не допускается (ПТЭ, § 327).