В 1903 г. Коломенский машиностроительный завод начал строить сочлененные пассажирские паровозы типа 1-2-0+0-2-0 с машиной компаунд . Эти паровозы, получившие первоначально серию Вк, а затем в 1912 г. — серию І (номера одновременно были увеличены на 100), предназначались для обслуживания пассажирских поездов на перевальных участках Средне-Сибирской железной дороги, имевших в то время слабое верхнее строение пути. Два цилиндра высокого давления диаметром 420 мм располагались на главной раме и приводили в движение две задние колесные пары; цилиндры низкого давления диаметром 650 мм размещались на поворотной тележке; ход поршней машины равнялся 600 мм, диаметр движущих колес — 1350 мм. Испаряющая поверхность нагрева котла составляла 175,8 м2, площадь колосниковой решетки— 2,61 м2, давление пара было 12 кгс/см2. Общая масса паровоза в рабочем состоянии равнялась 65,8 т, сцепная масса — 54,8 т. Согласно техническим условиям на поставку паровоз типа 1-2-0+0-2-0 должен был вести на подъеме 15 %о состав массой 300 т со скоростью 27 км/ч, а на подъеме 10 %о — 480 т с той же скоростью и иметь конструкционную скорость 60 км/ч.
Паровозы с указанными выше параметрами (заводской тип 84) строились в 1903 г. — 5 единиц, (№ 501, 503 — 506). Далее подобные паровозы (заводской тип 98) строились в 1904 г. — 28 единиц (№ 510 — 537) ив 1907г. — 20(N9 538 — 557). В 1903 г. завод построил также 4 паровоза типа 85 (№ 502, 507 — 509), на которых были установлены простые машины с диаметром всех четырех цилиндров 420 мм. Количество дымогарных труб у них было увеличено с 220 до 234, испаряющая поверхность нагрева возросла до 186,4 м2, давление пара снизилось до 11 кгс/см2. Первый паровоз серии І (Вк501) стал 3000-м локомотивом постройки Коломенского завода. В 1908 г. завод изготовил еще 17 (N9 558 —574), а в 1909 г. — последние 38 паровозов (№575 — 612), причем у паровозов № 558 — 588 по сравнению с паровозами типа 84 площадь колосниковой решетки была увеличена до 2,76 м2 и, как следствие этого, испаряющая поверхность нагрева возросла до 176,2 м2. Всего было построено 112 паровозов серии І. Как и у товарных сочлененных паровозов серии ?, у паровозов серии І расход топлива был гораздо выше, чем у обычных. Применение же простых машин вместо машин компаунд только значительно усложнило содержание паропровода, идущего к расположенным на тележке цилиндрам.
Во второй половине 20-х и в 30-е годы паровозы серии І отстранялись от работы, и на 1 января 1940 г. в парке насчитывалось всего 5 паровозов этой серии (на Красноярской железной дороге).
Последним был исключен из инвентаря в 1954 г. паровоз 1643 (бывш. Вк543).