Версия для печати

Ц серия - грузовой паровоз

    Одновременно с заказом паровозов типа 1-4-0 серии X начальник технического отдела службы тяги Владикавказской железной дороги инженер В. И. Лопушимский разработал эскизный проект паровоза типа 1-4-0 с двухцилиндровой машиной компаунд. Такие паровозы дорога заказала германским заводам Геншель и Ганноверского общества в количестве соответственно 40 и 30 единиц. Предусматривалось, что эти локомотивы будут иметь движущие колеса диаметром 1250 мм, цилиндры диаметром 530 и 750 мм с ходом поршня 650 мм, парораспределительный механизм Вальсхарта, переднюю одноосную тележку Беселя, котел с топкой Бельпера, испаряющей поверхностью нагрева 180,5 м2 (224 дымогарных трубы диаметром 46/51 мм), площадью колосниковой решетки 2,48 м2 и давлением пара 12 кгс/см2. Паровозы указанной конструкции завод Геншель построил в 1896 г., а завод Ганноверского общества — в 1896 — 1897 гг. (рис. 2.48 и 2.49).

     

    2 48Рис. 2.48. Паровоз типа 1-4-0 серии Ц постройки Ганноверского общества

    Рис. 2.49. Основные размеры паровоза серии ЦРис. 2.49. Основные размеры паровоза серии Ц

    Первоначально они получили обозначение серии М, а в 1912 г. — Ц. 

    В 1899 г. паровозы серии Ц строил Брянский завод. Когда началось сооружение Китайско-Восточной железной дороги (имевшей в то время объединенное руководство с Владикавказской), подобные паровозы для нее были заказаны заводу Фив-Лилль, Франко-бельгийскому обществу (бывш. завод Эврард) в Брюсселе и заводу в Мюльгаузене (ныне Мюлуз). В 1904 г. для этой же дороги паровозы строили также Харьковский и Брянский заводы. Всего было выпущено 214 паровозов серии Ц (табл. 2.23). Один из них в 1900 г. демонстрировался на всемирной выставке в Париже.

    2 23

    Паровозы Брянского завода № 801 —833 имели общую массу в рабочем состоянии 62,7 т, сцепную массу 52,1 т и максимальную скорость 55 км/ч; паровозы более поздней постройки, в том числе французских заводов — общую массу 64,9 т и сцепную 54,3 т. На паровозах № 801 — 833 вместо рычажно-пружинного клапана на сухопарнике были применены клапаны Альфа, а также установлены приборы отправления Коломенского завода, на паровозах Харьковского завода — приборы Емельянова, а на остальных локомотивах — приборы Линднера. Тендеры паровозов Китайско-Восточной железной дороги (рис. 2.50) имели более высокие стенки для возможности размещения 23 м3 бурого угля.

     

    Рис 2-50. Паровоз серии Ц Китайско-Восточной железной дороги постройки Харьковского заводаРис 2-50. Паровоз серии Ц Китайско-Восточной железной дороги постройки Харьковского завода

    Паровозы серии Ц по сравнению с паровозами типа 0-4-0 серии ОД расходовали меньше топлива и могли водить составы с более высокими скоростями.

    Паровозы Брянского завода постройки 1899 г. еще имели паровые тормоза, в дальнейшем паровозы изготовлялись с тормозами системы Вестингауза.
    По состоянию на 1 января 1928 г. 95 паровозов серии Ц было на Северо-Кавказской железной дороге и 44 на Уссурийской; последние ранее работали на Китайско-Восточной железной до-роге. На 1 января 1940 г. оставалось уже всего 55 паровозов, из них 42 на Приморской железной дороге.

    Последний паровоз Ц640 был исключен из инвентаря в 1957 г.

    Источник [4]

    Дополнительная информация

    • Осевая формула: 1-4-0
    • Годы постройки (г.): 1896
    • Завод изготовитель: Геншель, завод Ганноверского общества, Брянский, Харьковский, завод Фив-Лилль, Франко-бельгийское общество
    • Всего построено (шт.): 214
    • Заказчик (дорога): Владикавказская железная дорога, Китайско-Восточная железная дорога
    • Ширина колеи (мм): 1524 мм
    • Длина локомотива (мм): 10443 мм
    • Рабочая масса (т): 61,3 т
    • Сцепная масса (т): 51,7 т
    • Конструкционная скорость (км/час): 55 км/ч
    • Диаметр движущих колес (мм): 1270 мм
    • Диаметр бегунковых колес (мм): 850 мм
    • Нагрузка от движущих осей на рельсы (т): 12,93 т
    • Испаряющая поверхность нагрева котла (м?): 180,5 м²
    • Давление пара в котле: 12 кг/см²
    • Число дымогарных труб: 224 Ø46/51 мм
    • Площадь колосниковой решетки (м?): 2,48 м²
    • Тип паровой машины: компаунд (двукратного расширения)
    • Число цилиндров: 2
    • Диаметр цилиндров (мм): 530 мм (высокого давления) и 750 мм (низкого давления)
    • Ход поршня (мм): 650 мм
    • Объем топлива: 23 м³ угля
    • Фотогалерея:
      • Click to enlarge image 1-4-0ce-cxema.jpg
      • Click to enlarge image 2-23.jpg
      • Click to enlarge image 2-48.jpg
      • Click to enlarge image 2-49.jpg
      • Click to enlarge image 2-50.jpg
      •  
      1-4-0ce-cxema.jpg 2-23.jpg 2-48.jpg

      2-49.jpg 2-50.jpg
    Прочитано 1444 раз
    Твитнуть
    Яндекс.Метрика