ТРЕНИЕ

сопротивление, возникающее при относительном движении соприкасающихся друг с другом тел. Величина силы Т. зависит от величины силы, прижимающей одно тело к другому, от рода соприкасающихся тел состояния их поверхностей, рода смазки и скорости движения. Т. характеризуется коэффициентом отношения силы Т. к силе давления Различают Т. скольжения (напр. колодок по бандажу) и Т. качения (колеса по рельсу). При движении в жидкости или газе тело встречает сопротивление от Т. о среду, зависящее от величины и характера поверхности тела и свойств среды. В технике роль Т. бывает положительной и отрицательной; так, напр., в подшипниках оно д. б. сведено к минимуму, а в приводных ремнях, фрикционных передачах, между движущими колесами поезда и рельсами — возможно большим. Движущиеся части от Т. нагреваются, т. к. работа Т. переходит в теплоту; в нек-рых случаях (напр. в буксовых подшипниках) это может вызвать опасные последствия (так наз. грение букс). Для уменьшения Т. применяют антифрикционные сплавы (напр. баббиты), к-рыми подшипники заливаются, и специальные сорта смазок; вместо обыкновенных подшипников ставят также шарико- или роликоподшипники, так как Т. качения всегда меньше Т скольжения. Для уменьшения сопротивления воздуха движению поезда последнему придают обтекаемую форму. Т. тормозных колодок по бандажам уменьшается при увеличении скорости движения поезда. Так, для чугунных колодок по стальным бандажам коэффициент Т. в начале движения в среднем около 0,32, при скорости в 40 км/ч— 0,15, а при скорости в 100 км/ч— около 0,11.

Прочитано 501 раз
Твитнуть
Яндекс.Метрика