создание искусственного сопротивления движению поезда (или отдельных единиц подвижного состава) в целях остановки, уменьшения скорости движения или удержания на месте. В жел.-дор. практике Т. осуществляется либо с поезда, либо с пути; в последнем случае, гл. обр. на сортировочных горках, — при помощи так наз. путевых замедлителей (см. Башмак тормозной, Вагонный замедлитель). Т. с поезда может осуществляться: а) при помощи специального устройства, наз. тормозом,; б) при помощи основного тягового двигателя посредством перевода его на новый (обратный) цикл работы и получением так наз. реверсивного Т. В паровозах такое Т. достигается при Помощи паровой машины, при открытом регуляторе, путем перевода парораспределительного механизма на работу в сторону, противоположную движению поезда (контрпар). В электровозах и электромоторных вагонах реверсивное Т. осуществляется посредством превращения механ. энергии движущегося поезда в электр. (регенеративное Т.) путем перевода тяговых электродвигателей на работу в качестве генераторов, вырабатывающих электроэнергию; последняя м. б. поглощена в реостатах, использована на самом подвижном составе на различные полезные нужды или же отдана в сеть (рекуперация энергии).